Данный доклад, подготовлен по заказу Экспертного управления группой экономистов во главе с Максимом Куликовым, был в прошлую пятницу представлен Центру изучения неприятностей налогообложения при Денежной академии и размещён на сайте центра www.taxreform.ru. Работа посвящена анализу существующего в РФ налога на добавленную цена, и вероятным последствиям полной замены его новым налогом с продаж.
На данный момент, НДС образовывает самую значительную часть налоговых поступлений консолидированного бюджета — в 2004 г. он составлял практически четверть поступлений. Одновременно с этим, существует большая неприятность с администрированием этого налога.
Не обращая внимания на то, что сейчас, отношение поступившего НДС к начисленному свидетельствовало о высокой собираемости, превышающей 90%, по разным экспертным оценкам, текущие поступления налога составляют лишь 50%-60% от теоретически вероятного количества поступлений.
Кроме этого направляться подчернуть, что тогда как многие экспортеры не смогут взять в течении нескольких лет возмещение НДС из бюджета, широкое распространение серых схем возмещения НДС недобросовестными предпринимателями причиняет громадный урон бюджету.
Для преодоления этих, и вторых недочётов НДС, предлагается заменить НДС новым налогом с продаж, являющимся более несложным в администрировании.
Предлагаемая модель нового налога с продаж такова:
- Налогоплательщиками будут считаться все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, услуг и работ. Наряду с этим обороты по реализации товаров, работ, одолжений, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом;
- Объект налогообложения — конечное потребление;
- Налоговая декларация подается всеми налогоплательщиками, кроме того если обороты не подпадают под обложение налогом;
- Ставка налога — не более 10%;
- Зачисление в бюджет — федеральный (или частично — региональный, частично федеральный).
Новый налог сохранит кое-какие черты НДС, потому, что список плательщиков налогов, налоговая база и объект налогообложения у этих налогов будут близки. Но, в отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к клиенту по всей производственной цепи, а будет начисляться и взиматься лишь на стадии конечного потребления.
Под конечным потреблением тут понимается:
- потребление домашними хозяйствами, т.е. приобретение любых товаров (от товаров первой необходимости до недвижимости), работ либо одолжений;
- национальные закупки;
- затраты организаций, не связанные с производством, и приобретения, оплачиваемые в наличной форме.
Отличительной чертой нового налога по сравнению со ветхим НСП есть то, что для расчетов базы нового налога употребляется целый без исключения оборот розничной платных услуг и торговли, что разрешает не только упростить расчеты начислений налога, но и повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара либо услуги к объектам налогообложения.
Кроме этого новыми чертами предложенного налога с продаж являются включение в объекты налогообложения затрат, не учитываемых при расчете [advert=55]налога на прибыль[/advert], и национальных затрат на оплату услуг и закупку товаров сторонних организаций, что разрешает значительно повысить его поступления.
Серьёзной изюминкой налога есть обязанность всех юрлиц подавать [advert=71]налоговые декларации[/advert], а не только тех, кто имеет налоговые обязательства. Так, нивелируется один из недочётов налога с продаж — отсутствие контроля оборотов по реализации плательщиков налогов.
Результаты расчетов говорят о том, что при полной отмены НДС и введении налога с продаж со ставкой 10%, понижение доходов бюджета в 2004 г. составило бы 209 млрд. рублей, либо 1,2% ВВП (при расчетной собираемости налога с продаж в розничной торговле и секторе платных одолжений равной 60%). Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми утратами для бюджета, ставка налога должна быть равна 14% (для вышеуказанной собираемости НСП в розничной торговле и платных одолжений). Лишь при увеличении собираемости НСП с домашних хозяйств до отметки 95%, переход на ставку НСП 10% будет безубыточным для бюджета.
Кроме этого, был совершён модельный анализ трансформации налоговой нагрузки на разные типы фирм: нефтяные компании, оптовые и розничные торговые фирмы, и компании, оказывающие услуги физическим и юридическим лицам.
Предполагая, что замена налогов никак не отразится на ценовой политике компаний, были взяты следующие результаты:
- Для нефтяных компаний, реализующих солидную часть продукции на экспорт, налоговая нагрузка увеличится, тогда как для фирм, реализующих значительную часть продукции на внутреннем рынке, налоговая нагрузка в целом уменьшится.
- Для оптовых торговых фирм, в разрезе выручки которых отсутствует реализация конечному потребителю, налоговая нагрузка существенно сократится. При фирм отрасли розничной торговли, налоговая нагрузка на такие предприятия изменится не существенно.
- Для компаний отрасли одолжений, у которых исходящий НДС существенно превосходит входящий НДС, по окончании отмены НДС и введения налога с продаж случится ослабление налоговой нагрузки, что будет связано по большей части с более низкой ставкой налога с продаж по сравнению со ставкой НДС. Наряду с этим у компаний, оказывающих услуги в основном юридическим лицам, такое ослабление нагрузки будет самые существенным если сравнивать с компаниями, оказывающими услуги конечным потребителям.
Чем НДС отличается от налога с продаж