Корректирующая налоговая декларация. особенности подачи

В ситуации обнаружения неточностей в представленной налоговой декларации налогоплательщику направляться обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и разглядим в настоящей статье. Э. ГЛУХОВСКАЯ, АКДИ жизнь и Экономика

Итак, налоговая декларация сдана. Но потом плательщик налогов понял, что в ней не отражены данные или имеются неточности, каковые приводят к трансформации налогооблагаемой базы и соответственно воздействуют на исчисленный размер налога.

Значит, в соответствии с правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести трансформации. Указанные правила используются кроме этого в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

Первое, что имеет значение для плательщика налогов, — выяснить, приводят указанные неточности к занижению сумм налога, подлежащих уплате, или не приводят.

В зависимости от этого у плательщика налогов появляется обязанность или право внести нужные трансформации в налоговую декларацию за соответствующий период.

Распознать переплату в бюджет и заявить о ней при помощи подачи корректирующей декларации — право плательщика налогов (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об изюминках его реализации мы поболтаем ниже.

Что касается появляющейся обязанности плательщика налогов при занижения сумм налога, нужно четко воображать, как она реализуется.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

В соответствии с статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде неточностей в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения неточности.

Так, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена неточность (искажение). Дополнительно к таковой декларации налоговый орган требует время от времени справку-расчет, в которой разъясняются обстоятельства внесения трансформаций в ранее поданные объявления.

Принципиально важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать верно исчисленные суммы налога (сбора), а не отличие между верно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. Наряду с этим результаты совершённых налоговым органом испытаний за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не нужно.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Исходя из этого плательщик налогов может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после того как нашли ошибку. Неточность будет принимать во внимание исправленной, лишь в случае если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.

В случае если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет диагностику (либо налогоплательщиком будет получено ответ о назначении налоговой проверки), на протяжении которой будет распознана неточность, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию направляться подавать по форме, которая использовалась в том налоговом периоде, за что производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Но что делать, в случае если плательщик налогов не имеет возможности установить, в то время, когда неточность либо искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде обнаружения неточности (абз. 3 п. 1 ст.

54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Разглядим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением трансформаций в бухгалтерском учете плательщика налогов.

Организация во II квартале 2007 г. распознала неточность, допущенную в течение первых трех месяцев 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые объявления за данный период были поданы с неточностями.

В этом случае организации нужно подать уточненные объявления в отношении налогов, неправильные объявления по которым были сданы в течение первых трех месяцев (НДС, [advert=54]налог на прибыль[/advert] и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке представления и составления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями при обнаружении искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не требуется. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были распознаны.

Следовательно, в отечественном примере организация учтет трансформации в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! В случае если в следствии уточнений сумма налога (сбора) значительно уменьшается, налоговый орган вправе совершить повторную выездную диагностику уточняемого периода, но лишь если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором найдена неточность (п. 10 ст.

89 НК РФ).

Приведенный нами несложный пример не демонстрирует, но, тех сложностей, с которыми может столкнуться плательщик налогов при подаче, а налоговый орган — при принятии уточненной декларации.

Разглядим кое-какие из появляющихся неприятностей.

С одной стороны, право плательщика налогов воображать уточненные налоговые объявления не ограничено каким-либо сроком, что признают и осуществляющие контроль органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)).

Так, при представления налогоплательщиком в этом году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии таковой декларации налоговый орган не вправе.

Иначе, выездной налоговой проверкой смогут быть охвачены лишь три год деятельности плательщика налогов, предшествующих году, в котором вынесено ответ о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, в случае если организацией распознана неточность за период, что не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую неточность не имеет смысла. Во-первых, по причине того, что налоговый орган не сможет проверить разглядываемый период, даже в том случае, если у плательщика налогов в следствии уточнения появится недоимка.

Во-вторых, по причине того, что плательщик налогов не сможет вернуть либо зачесть переплату, в случае если в следствии исправления неточности сумма налога (сбора) будет уменьшена.

Другими словами за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств плательщика налогов (как в сторону их повышения, так и в сторону уменьшения) неосуществим.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет грядущих платежей по этому либо иным налогам, погашения недоимки по иным налогам или возврату. Наряду с этим прошение о зачете суммы излишне уплаченного налога возможно подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.

7 ст. 78 НК РФ).

В данной связи может сложиться следующая обстановка.

Плательщик налогов подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и прошение о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, за который налоговый орган в праве контролировать поданную декларацию, уже истек.

Исходя из этого у налогового органа отсутствуют законные основания с целью проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа конечно появляется вопрос: что делать?

При таких условиях Федеральная налоговая работа рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком прошение о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога разглядеть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением ответа налоговым органом.

Из приведенной логики направляться вывод: плательщик налогов, заинтересованный в проведении зачета, обязан самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность создаваемого зачета.

В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается вторая точка отсчета течения срока давности для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную цена — три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

Другими словами, в случае если налоговая декларация подана по окончании трех лет по окончании окончания налогового периода, в котором появилась хорошая отличие между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Распоряжение ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Исходя из этого в отношении НДС обстановка, в то время, когда возмещение быть может, но сроки с целью проведения налогового контроля истекли, появиться не имеет возможности.

Второй нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая прекратила существовать, но у которой имеется правопреемник. Таковой случай может иметь место при реструкуризации юрлица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юрлица к второму юридическому лицу правопреемником присоединенного юрлица в части выполнения обязанности по уплате налогов согласится присоединившее его юрлицо (п. 5 ст.

50 НК РФ).

В случае если организация-правопреемник нашла в объявлениях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реструкуризации, неточности, каковые стали причиной занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести трансформации в эти [advert=71]налоговые декларации[/advert] и представить уточненные объявления от собственного имени (письмо Министерства финансов России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

Не следует упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. В случае если имеется в виду бюджет страны, то неприятностей не появляется.

Но как быть, к примеру, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

Предположим, что в следствии реструкуризации в форме присоединения перестает существовать юрлицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются неточности в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ нужно подать уточненную налоговую декларацию по месту собственного учета, но недоимку по налогу ему направляться погасить в бюджет того субъекта, в который данный налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

Разглядим еще одну обстановку. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, однако, остается прошлым: трансформации в налоговые объявления по ликвидированному подразделению обязана внести сама организация и представить уточненные объявления должны по месту собственного нахождения.

Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у плательщика налогов появилась переплата?

С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сообщено следующее.

————————

Соответствующие трансформации в ст. 81 НК РФ внесены законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, и неточностей, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, плательщик налогов вправе внести нужные трансформации в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

Ранее, в то время, когда ст. 81 НК РФ не содержала приведенную выше формулировку, указанное право плательщика налогов на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (по крайней мере, с позиций налогового органа).

Сейчас неправомерность аналогичных действий налогового органа очевидна.

Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 ввода и Регламента принятия в автоматизированную систему обработки данных налоговых органов данных, воображаемых налогоплательщиками [advert=72]налоговых деклараций[/advert] (расчетов), иных документов, служащих для уплаты и исчисления налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации обязан решаться налоговым органом по окончании регистрации данной декларации. Если налоговый орган решил об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то эта налоговая декларация будет лишь зарегистрирована.

При хорошего ответа о зачете инспектор аннулирует начальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и снова зарегистрирует ее, но в особенном порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

Обратите внимание! В случае если при подаче уточненной декларации с исправленной неточностью, распознанной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), плательщик налогов может и не подавать уточненную налоговую декларацию.

Речь заходит о праве, а не об обязанности плательщика налогов.

Напоследок разглядим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, в случае если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по окончании истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то плательщик налогов освобождается от ответственности, в случае если уточненная декларация представлена до момента, в то время, когда плательщик налогов определил об обнаружении налоговым органом факта неотражения либо неполноты отражения сведений в налоговой декларации, и неточностей, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, или о назначении выездной налоговой проверки.

В случае если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по окончании истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то плательщик налогов освобождается от ответственности:

1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, в то время, когда плательщик налогов определил об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате или о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за этот период, в случае если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил нехватающую соответствующие пени и сумму налога;

2) при представления уточненной налоговой декларации по окончании проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по итогам которой не были обнаружены неотражение либо неполнота сведений в налоговой декларации, и неточности, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

Наряду с этим указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогового агента и налогоплательщика от взыскания лишь штрафов, но не пеней, потому, что последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 распоряжения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 О некоторых вопросах, которые связаны с введением в воздействие части первой Налогового кодекса РФ).

Помимо этого, в распоряжении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ кроме этого указано, что в этом случае речь заходит об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 Неотёсанное нарушение расходов учета и правил доходов и объектов налогообложения и ст.

122 Неуплата либо неполная уплата сумм налога НК РФ.

ЗАПОЛНЯЕМ ДЕКЛАРАЦИЮ ЕНВД для ИП В 2018 ГОДУ В ПРОГРАММЕ Плательщик налогов ЮЛ


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: