Практика «малых дел» — реакция на правительственное противостояние

Владимир ТАРАЧЕВ,
помощник главы Комитета Госдумы РФ
по финансовым рынкам и кредитным организациям

Опубликовано: Издание \Банковское дело в Москве\ N10-2002

Не могу поделить оптимизм тех, кто заявляет, что стратегия развития финсектора уже претворяется в судьбу и его модернизация завершится через три года. Практические шаги Правительства РФ не дают для этого оснований.

решения и Подходы мельчают, а реформа (по крайней мере в законодательном замысле) утратила темп и ясную цель. На первый замысел выносятся надзора и задачи регулирования, а предложения, направленные на снижение и рост капитализации рисков, так и остались на бумаге.

Опасаюсь, что в итоге банковская реформа сведется к малому: государство научит банки писать отчеты, платить налоги и искать счета террористов.

К сожалению, схема прохождения документов, направленных на развитие банковского бизнеса, напоминает известную обстановку с лебедем, велосипедистом и раком: парламент усиленно крутит педали, внося все новые проекты законов, Кремль и Правительство пишут на них отрицательные отзывы, и велосипедист, не имея возможности двигаться вперед, все время заваливается на бок. Примеров — масса: поправки, касающееся госбанков, проекты законов об ипотечных бумагах, инсайдерской информации, кредитной кооперации, срочном рынке и еще дюжина документов, взявших по окончании первого чтения \черную метку\.

Характерно, что толкачом реформ в электроэнергетики стало РАО \ЕЭС России\, на ЖД транспорте — МПС, в судебной сфере — президентские структуры. Денежный же рынок был бедным родственником.

В чем же обстоятельства таковой неудачи? Возможно назвать дюжина объективных факторов, и я заблаговременно со всеми ими соглашусь. Но основная, на мой взор, обстоятельство — психотерапевтическая.

Авторы русских структурных реформ и влиятельные госслужащие не знают денежный рынок и потому ему не доверяют. Необычной лакмусовой бумажкой могут служить итоги рассмотрения в Думе проекта закона \Об инвестировании пенсионных накоплений\: вместо трансформации пенсионных накоплений в инвестиции (применяя для этого, как и всю землю, денежный рынок) нам предлагается их изменение в бюджетный недостаток и в доллары США.

Дабы преодолеть накопленные в банковском секторе неприятности, депутаты внесли предложение за последний год множество законопроектов. Остановлюсь коротко на некоторых из них.

Банкротство кредитных организаций. Уже к концу 1999 года специалисты заговорили о явных пробелах в правовой базе, определяющей эту сферу деятельности. К середине 2000 года собственные советы подготовили Счетная палата и АРКО.

Но на их внесение и оформление в парламент потребовалось более двух лет. Новая версия закона, пускай и с запозданием, обязана урегулировать вопросы, порожденные денежными кризисами 1995 и 1998 гг., а основное — снизить риски вкладчиков и инвесторов, повысить эффективность мер, направленных на предупреждение банкротства, уточнить процедуры конкурсного производства.

В базу поправок положены пара главных идей.

Во-первых, предлагается отказаться от одолжений арбитражных управляющих — личных [advert=100]предпринимателей[/advert]. Конкурсным производством будет заниматься корпоративный ликвидатор: специальная национальная организация (на эту роль, согласно нашей точке зрения, оптимальнее подходит АРКО).

Эхолокатор Практик 6М и унибокс. Новинка! [salapinru]


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: