Новый закон о бухучете: анализ изменений

Новый Закон о бухучете начинает действовать 1 января 2013 года. Он распространяется и на бюджетные учреждения.

На кого распространяются новые нормы
законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к бухучёту, а также бухгалтерской (денежной) [advert=80]отчетности[/advert], и он направлен на создание правового механизма регулирования учета.

Так как Закон № 402-ФЗ вводит последовательность новых требований и уточняет последовательность ранее действовавших норм, к указанной дате должны быть приведены в соответствие с требованиями этого закона и подзаконные акты (включая ведомственные и отраслевые), регулирующие ведения и отдельные аспекты организации бухучёта хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пункту 1 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете, с 1 января 2013 года его использование станет необходимым, например, для коммерческих и некоммерческих структур, государственных органов и муниципальных органов власти, органов управления национальных и территориальных внебюджетных фондов, личных [advert=100]предпринимателей[/advert] и лиц, занимающихся личной практикой, представительств и филиалов зарубежных и интернациональных организаций, и Центробанка РФ.

Для учреждений принципиальным есть положение пункта 2 статьи 2 Закона о бухучете, в соответствии с которым нормы этого закона используются при ведении обязательств и бюджетного учёта активов РФ, субъектов РФ и городов, операций, изменяющих обязательства и указанные активы, и при составлении бюджетной отчетности.

Какие конкретно трансформации направляться учесть

В новом Законе о бухгалтерском учете главные положения из ранее принятого закона сохранены. Вместе с тем имеется последовательность очень значительных уточнений, каковые нужно будет учитывать администрации бюджетных учреждений при организации и ведении бухучёта и формировании учетной политики учреждения на 2013 год.

Разглядим самые существенные трансформации.

В части организации бухучёта – установлены конкретные требования к лицам, каковые смогут быть приняты на пост главбуха (уровень образования, практического опыта и отсутствие судимости).

Бюджетные учреждения не указаны в числе организаций, на каковые распространяются нормы о требованиях к главбуху. Но соответствующие ограничения смогут быть установлены подзаконными актами (распоряжениями Министерства финансов России либо ведомственными и отраслевыми распорядительными документами), принятыми в развитие требований нового Закона о бухгалтерском учете.

В части требований по формированию учетной политики – введено определение учетной политики и в один момент исключены положения, устанавливающие состав ее необходимых разделов (рабочий замысел квитанций, правила документооборота и т. д.).

Вместе с тем из норм статьи 8 и некоторых иных статей Закона о бухучете возможно сделать вывод, что увеличивается роль федеральных и отраслевых стандартов.

Так, структура и состав учетной политики учреждений вероятнее так же, как и прежде будут регулироваться положениями Инструкции по применению Единого замысла квитанций и иных подобных нормативных актов.

В части первичных документов – в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Так, организации с 2013 года более не будут обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм.

Но в отношении организаций госсектора сделано исключение – формы первичных учетных документов для них будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ. На данный момент эти формы установлены приказом Министерства финансов России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Основания предполагать, что данный приказ будет отменен либо в него будут внесены значительные трансформации, согласно точки зрения автора, отсутствуют.

В части установления объектов бухучёта – статьей 5 Закона № 402-ФЗ выяснен новый состав объектов бухучёта.

Отметим, этот список максимально приближен к составу объектов, каковые на данный момент учитываются в бухгалтерском учете учреждений. В частности, в качестве отдельных объектов указаны активы, обязательства, источники финансирования деятельности, расходы и доходы.

Следовательно, и по этому элементу бухучёта бюджетным учреждениям не нужно ожидать каких-либо значимых корректировок.

В части проведения описей – из текста закона исключен список условий, при которых проведение описи есть необходимым. С 2013 года это будет устанавливаться, в большинстве случаев, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно точки зрения автора, для учреждений будет действовать список, приведенный в Инструкции по применению Единого замысла квитанций.

В части бухгалтерской отчетности – сохранена отсылка, в соответствии с которой состав бухгалтерской (денежной) отчетности организаций госсектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Так, имеются основания считать, что и по окончании 1 января 2013 года в отношении учреждений будут функционировать требования, установленные распоряжениями Министерства финансов России от 25 марта 2011 г. № 33н, от 28 декабря 2010 г. № 191н.

В части регулирования бухучёта – установлена четырехуровневая структура нормативного регулирования бухучёта – федеральные и отраслевые стандарты, советы в области бухучёта и стандарты экономического субъекта.

Наряду с этим предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты необходимы к применению субъектами бухучёта (с учетом исключений и ограничений, установленных самими стандартами), советы в области бухучёта будут использоваться на необязательной базе при условии, что они не будут создавать препятствий для ведения организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта будут разрабатываться и утверждаться на уровне хозяйствующего субъекта.

На данный момент роль отраслевых стандартов в области регулирования учета в учреждениях делают инструкции Министерства финансов России, роль стандартов экономического субъекта – учетная политика учреждения и распоряжения руководителя и иные приказы учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухучёта в конкретном учреждении. В данной области вероятнее не будет резких трансформаций.

|Нельзя исключать, что до конца 2012 года не покажется последовательность новых отраслевых рекомендаций и стандартов.|

Кроме этого, с высокой степенью возможности, возможно предполагать внесение последовательности трансформаций в действующие руководства, регулирующие ведение и организацию учреждениями бухучёта и представление ими отчетности.

Статья напечатана в издании Учет в бюджетных учреждениях №3, март 2012 г.

Стань специалистом
В. Р. Захарьин

специалист по бюджетному учету

Источник: Издание Учет в бюджетных учреждениях

Новый закон о бухучёте — все трансформации из первых рук


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: