Итак, 25 июля 2011 года был подписан закон № 260-ФЗ «О национальной помощи в сфере сельскохозяйственного страхования», что в далеком прошлом ожидали представители страхового бизнеса и аграрии. За исключением отдельных норм, он вступит в силу с 1 января 2012 года.
Разглядим его главные положения.
задачи и Цели закона
Новый Закон призван создать дополнительные обеспечения заинтересованностей сельхозпроизводителей и привести в перемещение в Российской Федерации механизмы страхования аграрных рисков. Непременно, необходимость принятия этого документа была продиктована среди них и последствиями погодных катаклизмов.
Так, к примеру, засуха, с которой столкнулись отечественные аграрии сейчас, настойчиво попросила от страны не только денежных вложений в поддержку сельского хозяйства, но и выработки дающих предупреждение мер, разрешающих смягчить ее последствия. Одна из этих мер прекрасно известна и апробирована опытом многих развитых государств.
Это сельскохозяйственное страхование.
Закон, по сути, устанавливает правовые базы оказания национальной помощи в сфере сельхозстрахования и защищает связанные с производством продукции имущественные интересы сельхозпроизводителей (ст. 1 Закона).
Главные понятия
Для начала разберемся, кто же такие страховщик и страхователь. В соответствии с статье 2 Закона, страхователь – это сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (потом – Закон № 264-ФЗ).
Страховщиком согласится страховая организация, оказывающая услуги по сельскохозяйственному страхованию страхователю в рамках соответствующего контракта. Он должен быть членом объединения страховщиков, которое создано в соответствии с новому и вторым законам и осуществляет сельскохозяйственное страхование с господдержкой.
Кроме этого одним из главных понятий Закона есть «сельскохозяйственное страхование с господдержкой» (потом – сельскохозяйственное страхование). Это страхование имущественных заинтересованностей, которые связаны с риском потери (смерти) урожая сельхозкультуры, посадок долгих насаждений, сельскохозяйственных животных в соответствии с новым и другими законами .
Порядок оказания господдержки
Порядок оказания национальной помощи в сфере сельхозстрахования в общем обрисован в статье 3 Закона.
В соответствии с части 1 данной нормы, он устанавливается нормативными правовыми актами высших аккуратных органов власти субъектов РФ в соответствии с требованиями данного Закона и неспециализированными требованиями правительства.
Получается, что законодатель конкретизировал нормы нового Закона на уровне подзаконных актов органов аккуратной власти. Но наряду с этим ключевую роль все-таки возложил на правительство. Исходя из этого успех данного документа будет зависеть от адекватности и качества принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Механизм господдержки аграриев содержится в частичном возмещении их затрат на уплату премий по заключенным контрактам сельхозстрахования (потом – соглашения).
|Правительство устанавливает распределения субсидий и порядок предоставления бюджетам субъектов РФ на методику и возмещение их расчета, и утверждает правила определения страховой цене и размера потери (смерти) урожая сельхозкультуры.|
Субсидии предоставляются при наличии условия о перечислении уполномоченным органом субъекта РФ бюджетных средств на возмещение части затрат на расчетный счет страховщика – в размере 50 процентов начисленной страховой премии на основании заявления сельхозтоваропроизводителя.
Положения Закона, касающиеся национальной помощи по контрактам страхования в отношении сельхозживотных, будут использоваться с 1 января 2013 года.
Замысел сельхозстрахования
Этот документ разрабатывает и каждый год утверждает Минсельхоз России на основании предложений уполномоченных органов субъектов РФ и объединения страховщиков. Делать это он обязан не позднее 30 апреля года, предшествующего плановому.
Причем до 1 августа утвержденный замысел должен быть направлен в уполномоченные органы субъектов РФ и размещен на сайте министерства.
В него включают:
– список объектов сельскохозяйственного страхования, каковые подлежат государственной помощь в плановом году;
– предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные относительно субъектов РФ и объектов сельхозстрахования с учетом участия страхователя в риске (ст. 6 Закона).
К примеру, при страховании урожая сельхозкультуры либо посадок долгих насаждений объектами страхования являются имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, которые связаны с риском потери либо смерти урожая сельскохозяйственной культуры либо посадок долгих насаждений (ч. 1 ст.
7 Закона).
Обратите внимание: не позднее 1 февраля 2012 года должен быть утвержден замысел сельскохозяйственного страхования на 2012 год (ч. 4 ст. 12 Закона).
Соглашение сельхозстрахования
Господдержка сельхозтоваропроизводителям оказывается по контрактам сельхозстрахования.
Они должны отвечать требованиям, перечисленным в статье 4 Закона. Так, к примеру, в случае если речь заходит о страховании сельхозживотных, необходимо соблюсти следующее:
– заключить контракт на все имеющееся у сельхозтоваропроизводителя поголовье животных определенных видов;
– срок соглашения должен быть не меньше одного года.
Неспециализированными требованиями к контракту являются вступление его в силу и уплата сельхозтоваропроизводителем 50 процентов начисленной по нему страховой премии. Напомним: страховая премия – это плата за страхование, которую сельхозпроизводитель обязан перечислить страховой компании.
сроки и Порядок ее уплаты устанавливаются в контракте.
Наряду с этим страховая сумма должна быть установлена в размере не меньше чем 80 процентов страховой цене урожая сельхозкультуры, посадок долгих насаждений, животных.
В соответствии с статье 947 Гражданского кодекса РФ, страховая сумма – это сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить возмещение согласно соглашению имущественного страхования. Для имущества страховая сумма равна настоящей стоимости в местонахождении в сутки заключения контракта.
Страхователь обязан принимать участие в страховании сельскохозяйственных рисков в пределах 40 процентов страховой суммы согласно соглашению. Другими словами покрывать часть убытка самостоятельно. Убыток в пределах доли участия в страховании указанных рисков страховщиком не возмещается.
Часть же премии, которая используется при расчете страховых тарифов и конкретно предназначена для страховых и компенсационных выплат выгодоприобретателям и страхователям, не может быть менее 80 процентов.
Сельскохозяйственные риски
Статья 8 Закона посвящена сельскохозяйственным рискам. В соответствии с данной норме государственная помощь возможно оказана лишь при условии их страхования.
В новом Законе приведен список рисков в отношении сельхозкультур и долгих насаждений, и по сельскохозяйственным животным.
Так, к примеру, государственная помощь выясняется при страховании рисков потери либо смерти сельхозживотных в следствии действия следующих событий:
– заразных болезней и массовых отравлений, включенных в список, утвержденный уполномоченным органом;
– стихийных бедствий (удара молнии, землетрясения, пыльной бури, ураганного ветра, сильной метели, бурана, наводнения, обвала, лавины, сели, оползня);
– нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в следствии стихийных бедствий, в случае если условия содержания животных предусматривают необходимое их применение;
– пожара.
При наступлении таких событий и наличии разногласий сторон контракта страховщик (страховая компания) проводит экспертизу правильно, утвержденным Правительством РФ (ст. 5 Закона). |Для подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба к экспертизе завлекают свободных специалистов.|
Объединения страховщиков
Для установления взаимодействия правил и обеспечения страховщиков деятельности при сельхозстраховании создаются их объединения. Это некоммерческие организации, основанные на принципе необязательного членства (ч. 1 ст.
9 Закона).
Не считая вышеперечисленного они делают следующие функции:
– воображают и защищают интересы собственных участников в иных организациях и органах власти;
– формируют компенсационный фонд и создают выплаты из него. Речь заходит о обстановках, в то время, когда страховщик, заключивший контракт с сельхозпроизводителем, не имеет возможности выплатить страховое возмещение в связи с банкротством либо применением в отношении него мер, дающих предупреждение банкротство.
Фонд формируется за счет отчислений страховщиками части взятых страховых премий по соглашениям. Размер отчислений объединение устанавливает на год. Но он не может быть менее 5 процентов взятых премий. Положения Закона о компенсационных выплатах объединением страховщиков будут использоваться с 1 января 2014 года (ст.
10, 12).
Кроме этого объединения:
– готовят предложения для включения в проект замысла сельхозстрахования и методики определения страховой цене, размера ущерба, и ставок для расчета размера субсидий;
– копят и хранят нужные для расчета страховых тарифов первичные статистику;
– ведут статистический учет;
– выполняют предусмотренные учредительными документами объединения функции (ст. 9 Закона).
Поправки в Закон о развитии сельского хозяйства
Помимо этого, внесены две поправки в Закон № 264-ФЗ. Во-первых, часть 3 статьи 7 этого нормативного акта сейчас предусматривает, что субсидии за счет средств бюджета страны предоставляются бюджетам субъектов РФ при наличии у сельхозтоваропроизводителей контрактов, каковые соответствуют требованиям Закона.
Во-вторых, изложена в новой редакции статья 12 Закона № 264-ФЗ о сельхозстраховании с господдержкой. Сейчас в ней указано, что правовые базы оказания таковой помощи кроме этого устанавливает Закон.
Принципиально важно запомнить
Государственная помощь аграриев содержится в частичном возмещении их затрат на уплату страховых премий по соглашениям сельхозстрахования. Для ее оказания страхователь обязан уплатить 50 процентов начисленной страховой премии. Наряду с этим страховая сумма в контракте устанавливается в размере не меньше 80 процентов страховой цене урожая сельхозкультуры, посадок долгих насаждений, сельхозживотных.Статья напечатана в издании Учет в сельском хозяйстве №9, сентябрь 2011 г.
Стань специалистом
Дмитрий Звоненко
юрист
Источник: Издание Учет в сельском хозяйстве
Как определить: принят ли в области закон о помощи КФХ и ЛПХ?