Роль начальника в организации коллектива сильно зависит от методов и совершенствования стиля его управления, от поведения начальника, от характера его взаимоотношений с людьми. Успех управления сильно зависит как раз от того, как начальник опирается на коллектив, на его знания и опыт, как он поддерживает и развивает деловую инициативу.
С целью достижения высоких показателей в работе коллектива современный начальник испытывает недостаток в действенных организаторских свойствах, каковые объединяются в три типа.
С целью достижения высоких показателей в работе коллектива современный начальник испытывает недостаток в действенных организаторских свойствах, каковые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
- психотерапевтическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний начальника и подчиненных, свойство поставить себя на место другого;
- практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию начальника на применение информации о психотерапевтическом состоянии коллектива для ответа практических задач;
- психотерапевтический такт — свойство соблюдения эмоции меры в собственной прагматической ориентированности и психологической избирательности.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение воздействовать, свойство влиять на вторых людей волей и чувствами. Она складывается из следующих факторов:
- энергичность, свойство направлять деятельность собственных подчиненных в соответствии со собственными жаждами, заряжать их устремленностью, оптимизмом и верой в продвижении к цели;
- требовательность, свойство получать решения собственных задач при психологически реализации требований и грамотной постановке к подчиненным;
- свойство критически оценивать собственную деятельность, найти и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая опытной подготовленностью.
Хороший начальник обязан владеть следующими личными качествами:
- широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
- эмоцией понимания обстановки;
- творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
- нестандартным мышлением, изобретательностью, способностью и инициативностью генерировать идеи;
- готовностью к переменам, открытостью, лёгкой приспособляемостью и гибкостью к происходящим трансформациям;
- рвением к сотрудничеству, чувством и коммуникабельностью успеха;
- эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психотерапевтическими свойствами оказывать влияние на людей;
- энергией личности и ситуационным лидерством в корпоративных структурах;
- свойством трудиться в коллективе и с коллективом;
- умением предвидеть итог;
- внутренней потребностью к самоорганизации и саморазвитию;
- умением и способностью рисковать;
- свойством функционировать самостоятельно;
- серьезностью за деятельность и за принятые ответы;
- свойством заметить, выделить значительное;
- мастерством делать замыслы.
На данный момент выделяют следующие образцы навыков управления, каковые нужны начальнику при управлении и формировании организацией:
- умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
- свойство устанавливать и осуществлять контроль дисциплину;
- рвение гибко применять разные стили управления, приспосабливая их к переменам;
- осознание делаемой им роли и действенное применение собственного положения;
- поддержание и развитие хороших взаимоотношений с окружающими;
- отдача четких однозначных распоряжений и указаний;
- регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
- стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
- системный подход к анализу работы;
- квалифицированное делегирование полномочий;
- избежание через чур нередкого применения негативного подкрепления;
- создание действенной обратной связи;
- защита персонала организации от внешних угроз;
- поиск способов увеличения результативности работы сотрудников;
- установление критериев оценки успеха и системы работы.
Действенное управление предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа разрешает открыть громадные новые возможности, коллективный подход — решать неприятности сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная свойство, уменьшаются возможности для появления стрессовых обстановок.
Михаил Дегтярев. Убеждающее действие. Цена бизнес коммуникаций