«Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века», Джон Коттер, издательство «Альпина Паблишер».
На всякий случай, для тех, кто не знает: корпорация Мацусита создаёт электронику под маркой Panasonic. Соответственно, эта книга говорит о жизни ее отца основателя Коносуке Мацисита. Ну, что возможно сообщить об очередной истории успеха человека-компании?
Хотя бы то, что она принципиально отличается от многих себе аналогичных.
Обстоятельств две. Во-первых, речь заходит не о каком-то в том месте виртуальном бизнесе около фондового рынка либо инноваций в мире соцетей, а о создании настоящего огромного производства, да и не только создании. Так как на долю отца-основателя, прожившего 95 лет, выпало проведения и бремя компании через Вторую мировую войну, последующую оккупацию Японии, конфискацию фабрик и т.д.
Во-вторых, история Мацуситы – это история как раз японского предпринимателя со всеми неуловимыми выговорами классической культуры. В некоем роде рассказ о Мацусита (1984-1989 годы) и его корпорации (создана в 1918 году) – это хронология развития индустрии ХХ века и история менеджмента, причем не только японского.
Мацисита был одним из первых, кто заговорил о миссии бизнеса, кто внедрил дивизионную совокупность управления и т.д.
Кроме описания глобальных событий, в книге масса небольших наблюдений, талантливых привести к улыбке у сегодняшних предпринимателей. Ухмылку прежде всего по причине того, что, если сравнивать с 1920-ми годами, многие правила современной маркетинга и торговли остались прежними.
К примеру, юный Мацусита создал новую модель электрического фонарика с батарейками, талантливыми обеспечить постоянный свет более 20 часов. Ясно, что полностью в духе сегодняшних реалий, ритейлеры ни в консервативной Осаке, ни в продвинутом Токио брать инновационный и непонятный товар не дали согласие.
Тогда Мацусита внес предложение безвозмездно покинуть в магазинах фонарики – поставить включенными на полки для демонстрации клиентам. И продажи пошли. Но вовсе не вследствие того что клиенты обратили внимание на фонарики – сами по себе электрические светильники на батарейках тогда уже были привычны, а вот оценить основное преимущество — срок работы без перезарядки, зашедшие на пара мин. клиенты, конечно, не могли.
Но данный срок оценили продавцы, с удивлением увидевшие, что ваяющиеся на полках фонарики горят до 50 часов подряд – соответственно, начали сами советовать клиентам.
Аналогичных моментов в книге большое количество, и они вносят определенное оживление. В целом же, книга читается достаточно не легко – большое количество лишней информации. Однако, прочесть ее стоит.
Что мотивирует людей. Лидерство Стива Джобса