Летатехника: методы забывания

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Разрешим себе не дать согласие с древним римлянином. В действительности, в случае если имеется произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то из-за чего считается, что забывание возможно лишь непроизвольным?

В мнемонике существуют способы, предназначенные для целенаправленного забывания. Совокупность таких способов именуется летатехникой. Этимология данного термина (кроме этого как и термина « мнемотехника») уходит к греческой мифологии.

Лета — река забвения в подземном царстве. Души погибших, отведав воду из Лета, забывали о собственной жизни. Из этого происходит выражение — кануть в Лету, что свидетельствует быть забытым, бесследно провалиться сквозь землю.

В каких случаях нужно произвольное забывание? Для большинства людей актуальной есть неприятность запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как отыскать пути чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» — писал академик А.Р. Лурия.

Но забывание не есть конкретно негативным качеством памяти, потому, что полноценное функционирование мнемонических процессов нереально без для того чтобы процесса.

Летатехнические способы смогут быть использованы, как минимум, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, в особенности тех, каковые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая ненужной. В частности, при помощи лета-техники возможно освобождать мнемонические матрицы от ветхого, «отработанного» материала для более действенной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические способы обретают психотерапевтическую направленность. Разглядим самые эффективные способы подавления психотравмирующих воспоминаний.

1. Подавление

Значительно чаще воспоминание о чем-либо неприятном делается обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает опасаться, что психотравмирующие воспоминания снова начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого опасается, тем навязчивее и бросче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий возможно применять упражнение, которое именуется «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (либо группой воспоминаний), детально обрисовывает на бумаге эти воспоминания; их возможно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда либо фильма (тут может понадобиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Данный процесс возможно неприятным, но сам он довольно часто создаёт психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, обрисовывая их, освобождается от этих воспоминаний.

После этого листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную базу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. Сейчас принципиально важно наблюдать на пламя, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех либо иных событий прошлого, как преобразовываются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания.

Все негативное сгорело в пламени! Пепел выкинут в окно и развеян по ветру!

Само собой разумеется, такое упражнение не приведет в любых ситуациях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет нереально отыскать в памяти. Суть упражнения содержится в том, что оно разрешает человеку стать хозяином собственных воспоминаний.

Он может в любую секунду перенести их на бумагу и сжечь, соответственно, перестает их опасаться. В случае если человек перестает опасаться воспоминаний, то они перестают покупать навязчивую форму и, в конечном счете вовсе перестают приходить.

Суперпамять — забывания и Методы запоминания


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: