Л. Зеленкова
Клиент вернул товар. Порядок учета данной операции зависит от обстоятельства, по которой это случилось. Одно дело, в случае если компания соглашается принять назад устаревшую либо не пользующуюся популярностью продукцию.
И совсем второе – в случае если клиент возвращает товар, что не соответствует качеству. Разберемся, как поступать бухгалтеру в другом случай и том.
Реализовываем обратно
Сперва разглядим случай, в то время, когда у клиента нет законных обстоятельств отказываться от товара. Но продавец все-таки соглашается принять его назад. На практике такое происходит часто. К примеру, поставщики идут навстречу закупщикам, соглашаются принять утратившие актуальность и не пользующиеся популярностью вещи. Либо выкупают у собственных клиентов нераспроданную устаревшую продукцию либо нераспроданные товары с истекшим сроком годности.
В этом случае при возврате товара происходит так называемая «обратная реализация». Другими словами закупленный ранее у продавца товар клиент реализовывает ему обратно – со всеми вытекающими из данной операции налоговыми последствиями. Из-за чего так происходит, растолковывает Сергей Данилин, начотдела аудита ООО «Столичный аудиторъ»:
«Налоговый кодекс связывает наличие реализации товаров работ либо одолжений с фактом «перехода права собственности на предмет реализации» (п.1 ст. 39 НК. – прим. ред.). Но о том, как направляться определять момент перехода права собственности, Налоговый кодекс ничего не может сказать.
Не конкретизированы в налоговом законодательстве и правила передачи товаров. Дабы уточнить эти понятия, возможно воспользоваться понятиями из гражданского законодательства» (п. 1 ст. 11 НК. – прим. ред.).
В первую очередь, Сергей Данилин предлагает обратиться к статье 458 Гражданского кодекса. В ней сообщено, что согласно соглашению купли-продажи (либо поставки) обязанность продавца передать товар клиенту считается выполненной в момент, в то время, когда:
- товар вручен;
- товара предоставлен в распоряжение (другими словами к условленному сроку он находится в надлежащем месте и клиент осведомлен об этом);
- товар сдан перевозчику либо организации связи.
Процедура передачи товара достаточно сложна. Она прописывается в соглашении купли-продажи и включает в себя:
- обязанности продавца по передаче товара (ст. 456 ГК);
- сроки выполнения: обязанности передать товар (ст. 457 ГК);
- правила перехода риска случайной смерти товара (ст. 459 ГК);
- бессчётные условия о количестве, ассортименте, комплектности, последствиях и качестве товара их нарушений;
- сроки обнаружения недочётов переданного товара (ст. 477 ГК);
- правила приема товаров клиентом (п. 2 ст. 513 ГК);
- обязанность клиента принять товар (ст. 484 ГК).
«В случае если процедура передачи товара всецело выполнена, – говорит Сергей Данилин, – то переход права собственности считается состоявшимся и товар считается реализованным. С этого момента клиент делается хозяином товара. Соответственно, передать его обратно поставщику он может лишь в форме «обратной продажи». Для этого с поставщиком нужно будет заключить соглашение купли-продажи, в соответствии с которому прошлый клиент превратится в продавца, а прошлый продавец будет являться клиентом. На отгруженную продукцию новоиспеченный продавец в простом порядке оформит все документы. А компания, которой вернули товар, в простом порядке оприходует его. Соответственно, любая из сторон сделки заплатит с нее все положенные по налоговому законодательству налоги».
Возврат товара в Розетку не вероятен.