Подбитый локомотив

Показатели достаточности капитала русских банков (Н1) снизились за 2012 год на 1 п.п. до 12,7 %. Согласно точке зрения ряда специалистов, его значение в 2013 году продолжит падение. У некоторых больших кредитных организаций выполнение первого норматива Н1 находится на пределе допустимого уровня (10%).

Не обращая внимания на некое смягчение обстановки с ликвидностью в течение последних трех месяцев этого года, определенные неприятности остаются. Секьюритизация может оказать помощь в данной ситуации, у нее имеется большое количество плюсов как для банков, так и для инвесторов.

Банки получают возможность привлечь довольно недорогое финансирование и «снять» часть активов с баланса, тем самым улучшив норматив достаточности капитала. Более того, при включении секьюритизированных ценных бумаг в ломбардный перечень банки кроме этого возьмут дополнительные возможности по рефинансированию в ЦБ, что улучшит их ликвидность.

Инвесторы, а также страховые компании и пенсионные фонды, возьмут возможность инвестировать в активы с низким уровнем риска.

В целях понижения рисков инвесторов смогут кроме этого принимать участие страховые организации, рейтинговые агентства и хеджирующие университеты (см. схему).

Но рынок секьюритизации в Российской Федерации будет в зародышевом состоянии. Для этого имеется множество обстоятельств: неналаженная законодательная база, нестандартизированность банковских продуктов, низкий уровень доверия инвесторов к подобным активам и к русскому банковской совокупности в целом.

В случае если последнее — это системная неприятность российского финсектора в целом, и ее ответ — это вопрос времени, то первые две обстоятельства требуют активной совместной работы как законодательных властей, так и банковского сообщества.

На данный момент секьюритизация существуют лишь на рынке ипотечного кредитования и регламентирована законом «Об ипотечных полезных бумагах». Не обращая внимания на то, что закон был принят практически десять лет назад, за все время было организовано всего 19 выпусков общей стоимостью не более 130 млрд рублей, наряду с этим практически наполовину — это выпуски АИЖК, другое — по большей части госбанки.

При таковой статистике тяжело сказать о значимости секьюритизации в текущих реалиях русском финансовой системы. У инвесторов нет понимания правил ценообразования таких инструментов, исходя из этого они не желают брать на себя непонятный для них риск на долговременный период (секьюритизированные бумаги имеют средний срок погашения 5–7 лет).

Дабы повысить спрос инвесторов на ипотечные акции, нужно уменьшить срок погашения старших траншей выпусков до 2–3 лет, повысить доверие к русским рейтинговым агентствам (на данный момент они не имеют широкого опыта в рейтинговании структурированных продуктов), развивать рынок деривативных продуктов для хеджирования валютного, процентного и других рисков, что разрешит инвесторам ощущать себя значительно более с уверенностью при инвестировании в секьюритизированные активы.

Но же секьюритизация ипотечных продуктов — это лишь вершина айсберга, и в западных юрисдикциях кроме этого практикуется выпуск ценных бумаг под доходность от потребительских кредитов, кредитов среднему и малому бизнесу, а также пластиковых карт. В Российской Федерации это пока не практикуется по двум главным обстоятельствам.

Во-первых, банки предлагают огромное количество разных нестандартизированных продуктов, каковые легко нереально объединить в «пул» однородных активов для эмиссии ценных бумаг. Во-вторых, отсутствует нормативная база для неипотечной секьюритизации, а кое-какие существующие законы кроме того противоречат процессу секьюритизации активов.

Дабы повысить спрос инвесторов на ипотечные акции, нужно уменьшить срок погашения старших траншей выпусков до 2–3 лет

Обсуждение закона о секьюритизации идет уже достаточно давно с переменным удач. Дело в том, что чтобы процесс получил, нужно принятие целевого последовательности поправок в принятие новых и существующие законы. К примеру, требуется внести трансформации в проекты законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной серьезностью» для того, чтобы дать добро так называемым SPV (Special Purpose Vehicles — специальные денежные общества, создаваемые банками для выпуска секьюритизированных ценных бумаг) сходу размещать облигации, превышающее размер уставного капитала общества (на данный момент общества смогут производить облигации не ранее третьего года существования, а их размер ограничен уставным капиталом).

Кроме этого крайне важно ввести правовое регулирование процесса секьюритизации денежных активов при помощи эмиссии облигаций. Для этого планируется дополнить закон «О рынке ценных бумаг» целой новой главой, полностью посвященной регулированию деятельности SPV, а также осуществлению эмиссии облигаций.

В том месте должны быть прописаны все права и ограничения, каковые накладываются на SPV (к примеру, такие общества не должны иметь правления, а полномочия единоличного аккуратного органа должны передаваться управляющей компании, т.е. банку), и нормы и порядок выпуска такими SPV облигаций (особые требования к содержанию проспекта облигаций, нормы о субординировании возможности выпуска и выпусков облигаций нескольких траншей с установлением различной очередности выполнения обязательств по таким выпускам). Разумеется, что все эти положения должны опираться на фундаментальные определения, зафиксированные в новой редакции ГК, которая лишь готовится.

ШОК!ВИДЕО ИЗНУТРИ ПАДАЮЩЕГО САМОЛЁТА!


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: