Тонкости работы с электронными подписями

С июля 2013 года прекращает собственный воздействие закон РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Вместо него будет функционировать закон РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Наконец, 15 апреля в силу вступил Приказ ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142@, утвердивший требования к ЭП со стороны налоговой работы.

О том, чем отличаются «ветхая» и «новая» электронные автографы и что делать обладателям сертификатов ЭЦП, поведает Тамара Мокеева, специалист компании СКБ Контур.

Три ЭП вместо одной ЭЦП В рамках закона РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ выдавались электронные цифровые автографы (ЭЦП), разрешающие выяснить подписанта и защищающие данные от предстоящего искажения. А в рамках закона РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ выдаются три вида подписи: несложная электронная подпись (ЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП) и усиленная квалифицированная подписи (КЭП).

Несложная подпись при помощи применения кодов, паролей либо иных средств подтверждает подписание электронного документа определенным лицом, но не имеет возможности обеспечивать его неизменность по окончании подписания (п.2 ст.5 63-ФЗ). Приведу пример: пользователь совокупности электронного документооборота (ЭДО) Диадок авторизовался по логину/паролю и согласовал документ.

Так называемая «виза» на документе и будет есть ЭП: совокупность выяснила пользователя по паролю, организовала и прикрепила к документу соответствующую данные, которая в будущем возможно поменяна.

Усиленные автографы разрешают не только идентифицировать подписанта, но и обезопасисть документ от предстоящих трансформаций за счет применения особых криптографических методов при их создании. Наряду с этим квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной тем, что для её формирования и испытания употребляются средства криптозащиты, сертифицированные ФСБ РФ.

Более того, выдавать сертификаты КЭП есть в праве лишь аккредитованные удостоверяющие центры (Порядок аккредитации утвержден Приказом массовых коммуникаций и Министерства связи РФ от 23.11.2011 г. N 320). Отмечу, что предъявляемые требования к аккредитованным УЦ достаточно строгие, саму аккредитацию нужно проходить раз в пять лет, а проверки лишь в плановом порядке осуществляются не реже чем раз в три года.

Еще одним отличием КЭП от НЭП есть то, что, в соответствии с п.5 ст.5 63-ФЗ, для неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки (документ, подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи обладателю сертификата) может вовсе не выдаваться. Тогда как сертификат КЭП в обязательном порядке обязан содержать сведения о датах окончания и начала действия, ФИО либо наименование организации, ключ проверки (неповторимая последовательность знаков, предназначенная для электронной подписи), адрес и наименование УЦ и другие.

КЭП и электронные документы В соответствии с п. 1 ст. 6 63-ФЗ усиленная квалифицированная подпись согласится равнозначной собственноручной подписи, не требующей соглашения сторон. Так, на уровне закона любой электронный документ, подписанный таковой подписью, согласится юридически значимым без исполнения каких-либо дополнительных условий.

Напомню, что электронные квитанции-фактуры возможно подписывать только квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 169 НК РФ). Что касается первичных электронных документов, составленных в утвержденных ФНС форматах, для возможности направить такие документы в налоговую по ТКС они кроме этого должны быть подписаны КЭП (Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

И целый пакет направляемых по ТКС документов (электронных и скан-образов бумажных) при передаче в инспекцию кроме этого должен быть заверен квалифицированной электронной подписью. В другом случае приемный комплекс ИФНС не сможет обработать поступившую ему данные.

Тонкости работы с аукционами Работа с соперниками, подробности и примеры


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: