Отчетность по мсфо: состав, структура, требования к раскрытию информации

В данной статье детально рассмотрены состав денежной [advert=80]отчетности[/advert], главные правила ее составления, главные элементы денежной отчетности и правила их оценки и признания. В прошлых статьях настоящего цикла мы разглядели требования Западных стандартов денежной отчетности (МСФО) в отношении качественных черт денежной отчетности, к каким относятся понятность, уместность, достоверность (надежность) и сопоставимость, и кратко остановились на главных элементах денежной отчетности.

Ежемесячный издание Новая бухгалтерия N 2, 2007 г.
Департамент методики, управления и стандартизации качеством аудиторско-консалтинговой компании ЦБА

Отметим, что МСФО выделяют две категории элементов денежной отчетности: характеризующие денежное положение (отчёт и бухгалтерский баланс об трансформациях капитала) и характеризующие результаты деятельности (отчет о убытках и прибылях, отчет о перемещении денежных средств).
Вопросам представления и формирования денежной отчетности мы планируем посвятить две статьи.
В первой из них мы более детально разглядим состав денежной отчетности по МСФО, главные правила ее составления, главные элементы денежной отчетности и правила их оценки и признания.
Во второй статье мы разглядим требования, предъявляемые МСФО к порядку составления главных форм денежной отчетности, и распознаем главные различия в порядке составления отчетности в соответствии с МСФО и Русскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ).
представления и Вопросы составления денежной отчетности в той либо другой степени затрагиваются фактически всеми действующими на данный момент западными стандартами, а в качестве особых стандартов возможно назвать такие, как МСФО (IAS) 7 Отчеты о перемещении денежных средств, МСФО (IAS) 10 События по окончании отчетной даты, МСФО (IAS) 14 Отчетность по сегментам, МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах, МСФО (IAS) 27 Консолидированная и личная денежная [advert=79]отчетность[/advert], МСФО (IAS) 31 Денежная отчетность об участии в совместной деятельности, МСФО (IAS) 34 Промежуточная денежная отчетность.
Но главным стандартом, регулирующим порядок формирования денежной отчетности в соответствии с МСФО, есть МСФО (IAS) 1 Представление денежной отчетности. Он определяет критерии соответствия денежной отчетности правилам МСФО; устанавливает требования в отношении существенности, непрерывности деятельности, последовательности представления; определяет необходимые компоненты денежной отчетности; дает советы по составлению каждой из главных отчетных форм; устанавливает неспециализированные требования к оценке и признанию в отчетности объектов и операций.

СОСТАВ ДЕНЕЖНОЙ ОТЧЕТНОСТИ Необходимые компоненты Пункт 8 МСФО (IAS) 1 определяет, что полный набор денежной отчетности включает:
баланс;
отчет о убытках и прибылях;
отчет об трансформациях в собственном капитале, отражающий или все трансформации в собственном капитале, или трансформации в собственном капитале, отличающиеся от тех, каковые появляются в следствии операций с обладателями собственного капитала (акционерами);
отчет о перемещении денежных средств;
примечания, включая краткое описание значительных элементов учетной политики и другие пояснительные примечания.
закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ О бухгалтерском учете (потом — Закон О бухгалтерском учете в ст. 13 определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит:
из бухгалтерского баланса;
отчета о убытках и прибылях;
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительной записки.
Пункт 28 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации определяет, что пояснения к бухгалтерскому балансу и отчет о убытках и прибылях раскрывают данные в виде отдельных отчетных форм (отчет о перемещении денежных средств, отчет об трансформациях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.
В соответствии с п. 1 приказа Министерства финансов России от 22.07.2003 N 67н О формах бухгалтерской отчетности организаций (в редакции Приказа Министерства финансов от 18.09.2006 N 115н) в состав приложений к отчёту и бухгалтерскому балансу о убытках и прибылях включаются отчет об трансформациях капитала (форма N 3), отчет о перемещении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и отчет о целевом применении взятых средств (форма N 6).
Так, проводя сравнение необходимых компонентов денежной отчетности, составляемой в соответствии с МСФО и требованиями русских стандартов, возможно сделать следующие выводы.
Во-первых, МСФО не оперируют таким понятием, как формы отчетности. Западные стандарты устанавливают требования к порядку и составу раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих денежной отчетности, и детально регламентируют порядок обозначения денежной отчетности (пункты 44 — 48 МСФО (IAS) 1).
Русский правоприменительная практика отправилась по иному пути. Минфином Российской Федерации как уполномоченным национальным органом кроме неспециализированных требований к порядку составления бухгалтерской отчетности утверждены кроме этого формы бухгалтерской отчетности, Указания об количестве форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления денежной отчетности (Приказ Министерства финансов России от 22.07.2003 N 67н).
Наряду с этим не обращая внимания на продекларированный в соответствующем приказе принцип, в соответствии с которому утвержденные формы являются только базой для разработки организациями собственных форм отчетности, на практике большая часть хозяйствующих субъектов применяют утвержденные отчетные формы без какой-либо доработки.
Во-вторых, в русском совокупности регулирования отчётности и бухгалтерского учёта отчет о перемещении денежных средств и отчет о перемещении капитала выступают в качестве приложений к отчёту и бухгалтерскому балансу о убытках и прибылях, в то время как МСФО разглядывают эти отчеты в качестве независимых компонентов денежной отчетности, равноправных с отчётом и балансом о убытках и прибылях.
Одновременно с этим РСБУ содержат требования о выделении в обособленные отчетные формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчета о целевом применении взятых средств, в то время как МСФО предусматривает включение соответствующей информации в пояснительные примечания к денежной отчетности.
В-третьих, МСФО, в отличие от РСБУ, не устанавливают прямое требование об необходимом включении в состав отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (денежной) отчетности организации.
В-четвертых, МСФО предусматривают возможность составления двух вариантов отчета об трансформациях капитала: отчет может отражать все трансформации в капитале без исключения или исключать операции с акционерами по вкладам в капитал и дивидендным выплатам.
В-пятых, РСБУ для определенных категорий хозяйствующих субъектов (малых фирм, некоммерческих организаций, публичных организаций (объединений)) предусматривают возможность представления бухгалтерской отчетности в сокращенном составе (пункты 3 и 4 Указаний об количестве форм бухгалтерской отчетности).
МСФО не устанавливают зависимость количества отчетных объёма и форм раскрываемой информации от масштабов организации и особенностей деятельности, воображающей денежную отчетность в соответствии с Западными стандартами денежной отчетности.

Представление дополнительной информации Пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 1 определяют, что многие организации кроме денежной отчетности воображают кроме этого такие документы, как:
денежные обзоры, в которых описываются и разъясняются главные характеристики денежных результатов деятельности организации, ее основных неопределённостей и финансового положения, с которыми она сталкивается;
официальные бюллетени и прочие отчёты, к примеру отчеты по вопросам охраны внешней среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости (указанные документы представляются за рамками денежной отчетности и не регулируются нормами МСФО).
РСБУ кроме этого предусматривают право организации на представление дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, при условии, что аккуратный орган вычисляет ее нужной для заинтересованных пользователей при принятии экономических ответов. Составу дополнительной информации и изюминкам формата представления данных посвящен раздел VIII ПБУ 4/99.
Итак, возможно сделать вывод о том, что и МСФО, и РСБУ разрешают организациям воображать дополнительную данные, сопутствующую бухгалтерской (денежной) отчетности, более детально раскрывающую отдельные показатели отчетности или сведения об организации, в случае если такая информация возможно нужна заинтересованным пользователям отчетности.

Школа МСФО 16.06.2014 (Введение в МСФО и учетная политика)


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: