Практические стратегии творческого мышления и приемы креативности

Все мы когда-либо переживали состояние «ступора», в то время, когда на ум не приходит ни одна стоящая идея. В таких ситуации вам окажут помощь предлагаемые приемы творческого мышления и креативности.

Кроме того бегло просмотрев предложенные пункты, вы сможете отыскать новые идеи.

В стандартных образовательных программах ни при каких обстоятельствах не уделялось заслуженного внимания творчеству. Более трех десятилетий назад Ловенфельд (Lovenfeld, 1962) назвал творчество (креативность) «падчерицей образования», и такое положение дел сохранилось до наших дней.

В классических школьных программах практически не отводится места для увеличения творческого потенциала обучающихся. Дабы заполнить данный пробел, было создано множество программ по формированию свойств к творчеству.

Одним из способов выработки творческих идей есть предложение людям перечня всевозможных категорий, качеств, путей и вопросов ответа, какие конкретно лишь возможно придумать довольно существующей задачи. Такие перечни именуются контрольными перечнями творческих идей.

Заставляя людей изменять готовый у них ответ, возможно добиться увеличения гибкости мышления. Дулитл (Doolittle, 1995) понял, что при творческом ответе задач значительно ответственнее применение нескольких различных типов ответа, чем многих ответов, основанных на одном и том же принципе.

Чтобы выяснить это утверждение, разглядим задачу о встрече А и В. Существует большое количество способов передвижения А (автомобилем, лодкой, роликовыми коньками), но в эластичном перечне мы бы указали решения, основанные на вторых правилах, к примеру, встреча А и В посередине либо перемещение лишь В к А либо их обоюдное перемещение к точке С, или какое-то ответ без перемещения как А, так и В.

В одном из изучений, посвященных изучению применения перечней для стимулирования творческого мышления, Дэвис и Роветон (Davis Roweton, 1968) выдали студентам нижеприведенный список, озаглавленный как «Помощь при мыслях об трансформации физического состояния»:

A. Прибавить либо забрать что-нибудь
Б. Поменять цвет
B. Поменять материал
Г. Поменять местами части
Д. Поменять форму
Е. Поменять размер
Ж. Поменять внешний вид.

Студентам было дано задание: «Придумайте как возможно больше вариантов, как поменять чертежную кнопку». Дэвис и Роветон (Davis Roweton, 1968) говорят, что несколько, которая пользовалась этими перечнями, «выдала» значительно больше творческих идей, чем контрольная несколько, не взявшая перечней.

Сравнительно не так давно один производитель начал производить антипод печенья с шоколадной обсыпкой — шоколадное печенье с белой шоколадной обсыпкой. Это печенье пользуется потрясающим успехом. Легко возможно додуматься, что в этом случае было сделано изменение по пункту Г — переставили местами части. Это простое творческое ответ было вознаграждено сторицей.

Быть может, самым известным контрольным перечнем есть обобщенный перечень, что возможно использовать в разных обстановках. Уайтинг (Whiting, 1958) приписывает таковой перечень Осборну:

  • Имеется ли второе использование? Имеется ли новые пути применения? Возможно ли применять в поменянном виде?
  • Возможно ли приспособить? На что это похоже? На какие конкретно мысли это наводит? Что скопировать? Кому подражать?
  • Как поменять? Вывернуть наизнанку? Поменять назначение, цвет, перемещение, запах, форму? Поменять как-то еще?
  • Расширить? Что прибавить? Продолжить время работы? Расширить частоту? Усилить? Удлинить? Сделать толще оболочку? Расширить количество? Добавить ингредиенты? Удвоить? Умножить? Преувеличить?
  • Уменьшить? Что заменить? Сжать? Скопировать в миниатюре? Сделать ниже? Меньше? Легче? Пренебречь? Упростить? Поделить? Укрыть от глаз?
  • Заменить? Кем заменить? Чем заменить? Второй ингредиент? Второй материал? Другую процедуру? Другую энергию? Второе место? Второй подход? Другую интонацию голоса?
  • Переставить? Поменять местами компоненты? В другом порядке? В другом замысле? В второй последовательности? Поменять местами следствие и причину? Поменять длину шага? Поменять расписание?
  • Сделать напротив? Поменять плюс на минус? А как по поводу оппонентов? Развернуть назад? Перевернуть кверху ногами? Поменяться ролями? Поменять стиль на противоположный? Поменять тон на противоположный? Подставить другую щеку?
  • Совместить? Как по поводу смеси, сплава, ассорти, ансамбля? Совместить части? Совместить предложения? Совместить идеи?

Не обращая внимания на то, что существует большое количество аналогичных перечней, третьим наилучшим возможно назвать перечень Парнса (Parnes, 1967), что рекомендует при поиске новых идей задавать себе следующие наводящие вопросы:

Брайан Трейси — Техники креативного мышления


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: