Конкурентный анализ отрасли включает в себя определение основных экономических черт отрасли, движущих сил развития отрасли, оценку конкурентных позиций и сил конкуренции соперничающих фирм, анализ ближайших соперников, оценку возможностей развития отрасли, и главные факторы успеха, реализация которых открывает возможности улучшения собственной конкурентной позиции.
При проведении анализа отрасли, состояния компании, возможностей выбора других направлений развития предприятия и происходит главная работа по формированию базисного подхода к новой стратегии. Перед тем как подробно разглядеть главные этапы разработки стратегического замысла, нужно сделать замечание об информации, требующейся для аналитической работы.
Получение таковой информации, ее корректировка, ведение базы данных — задача самого предприятия, требующая важных денежных затрат, наличия и организационных усилий квалифицированных менеджеров. Но кроме того при прекрасно поставленной работе с информацией во многих случаях взять настоящую данные легко нереально.
Это относится, к примеру, к неопределенности трансформации внешней обстановки либо к данным по структуре затрат соперников, каковые являются, в большинстве случаев, их коммерческой тайной.
В этом случае все равно нужно постараться выработать некую оценку таких данных. По внешней среде это возможно прогноз либо сценарий развития обстановки, в отношении соперников — экспертные оценки. Степень приближения этих оценок к действительности в значительной степени зависит от квалификации и опыта управленческого персонала предприятия.
Конкурентный анализ отрасли включает в себя пара разделов (этапов), каковые рассматриваются ниже.
1. Определение основных экономических черт отрасли Под отраслью понимается несколько фирм, чья продукция имеет неспециализированные потребительские характеристики и каковые соперничают на одном потребительском рынке.
В рамках этого этапа анализа нужно узнать ответы на следующие вопросы:
- размер рынка;
- позиция роста отрасли и темпы рынка в жизненном цикле (раннее развитие, стремительный рост, зрелость, насыщение, стагнация и старение, сокращение продаж и рынка);
- масштаб борьбы (локальный, региональный, национальный, несколько государств, глобальный);
- количество соперников и их сравнительные размеры;
- количество клиентов и их сравнительные размеры;
- наличие в отрасли вертикальной интеграции;
- легкость либо сложность входа в отрасль и выхода из нее;
- темпы технического прогресса в отрасли;
- степень разделения продукции соперников (очень сильно дифференцирована, слабо дифференцирована либо фактически аналогична);
- наличие фактора экономии на масштабах;
- есть ли достигнутый уровень производительности критическим для понижения издержек;
- уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве.
2. Движущие силы развития отрасли Данный этап анализа обязан дать познание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Нужно проанализировать следующие факторы:
- общеэкономические тенденции;
- изменение способов использования и состава покупателей классической продукции отрасли;
- появление новых продуктов с как следует вторыми чертями;
- трансформации в технологии, новые возможности создавать более отличную либо более недорогую продукцию;
- маркетинговые новшества, разделение продукции, появление новых способов распределения продукта;
- появление в отрасли новых больших компаний либо выход большой компании из отрасли;
- распространение технологических секретов и знаний производства;
- растущий масштаб отраслевого рынка;
- национальное регулирование отрасли;
- трансформации в издержках производства, к примеру под влиянием трансформации цен на сырье;
- демографические трансформации;
- трансформации социального характера либо трансформации стиля судьбы;
- снижение и сокращение неопределённости рисков инвестиций в отрасль.
3. Оценка сил борьбы При оценке сил борьбы употребляется модель М. Портера, по которой борьба в любой отрасли имеется сотрудничество пяти конкурентных сил:
3.2.1 Старатегия Голубого океана