Сравнительно не так давно депутаты Государственной думы внесли предложение ввести уголовную ответственность за фальсификацию доказательств и документов в суде по рейдерским захватам. И внести в законодательство такие понятия, как «рейдерство» и «незаконный отъем собственности».
Борьба сомостоятельно
Подготовленные в Уголовный кодекс поправки предусматривают ужесточение наказания за получение контроля над активами фирм криминальным методом. В случае если закон будет принят, то уже с 1 июля 2008 года за рейдерство будут наказывать 15 годами лишения свободы с конфискацией имущества. Это заявил член Комитета Государственной думы по безопасности Михаил Старшинов:
— Надеюсь, что по окончании принятия Государственной думой дополнений в Уголовном кодексе не останется человека, что не определил бы подлинный суть слова «рейдерство». Все будут знать, что это тяжёлое правонарушение, а рейдер — преступник, что обязан сидеть в колонии вместе с судьей, вынесшим заведомо неправомерное ответ.
Не смотря на то, что мнения о необходимости введения уголовной ответственности за незаконное завладение собственностью хозяйствующих субъектов высказываются довольно часто, их реализация до тех пор пока хромает. В следствии предприятия вынуждены защищать себя сами.
В частности, уже более 5 лет решается будущее Федерального национального унитарного предприятия «НИИ по доводке и испытаниям автомототехники» (ФГУП «НИЦИАМТ», дмитровский автополигон). В Российской Федерации лишь у полигона имеется база и право на заключение для выдачи европейских сертификатов на автомобиль, каковые будут считаться во всем мире.
Но увлекателен захватчикам полигон в основном из-за нескольких сотен гектаров почвы в Подмосковье и столице.
Началась история еще в 2002 году, в то время, когда в соответствии с распоряжением Минимущества от 20 марта 2002 г. № 684-р НИЦИАМТ в составе группы из 4 научных фирм решено было реорганизовать, присоединив его к второму ФГУП — НАМИ. Часть освободившихся площадей должны были отойти Национальному учреждению «Верховная школа экономики», в народе — ГУ-ВШЭ, говорит первый помощник начальника испытательного центра НИЦИАМТ Александр Гусаров:
— Сходу растолкую основное несоответствие. НИЦИАМТ — успешное предприятие, имеющее большое количество соглашений как с отечественными, так и с зарубежными агентами. Одновременно с этим НАМИ по большому счету не приобретает никакой прибыли, финансируется из бюджета, а основное — оно не имеет возможности проводить работы и те испытания, которыми славится НИЦИАМТ.
Но распоряжение реализовано не было, поскольку сроки реструкуризации документ не устанавливал. Безотлагательно бесплатно, администрация и руководство полигона Дмитровского района обращались с просьбами оказать помощь во всевозможные инстанции. Как выяснилось, не напрасно.
В 2003 году правительство решило сохранить ФГУП «НИЦИАМТ» как независимый орган в рамках европейской совокупности сертификации транспортных средств. На время все успокоилось.
До развязки еще далеко
Но в конце прошлого года история взяла неожиданное продолжение. ФГУП «НАМИ» в очередной раз решило прибрать к рукам богатые владения дмитровского полигона и отыскало в памяти о распоряжении Минимущества. Управление НАМИ не смутило, что Минимущество и Минпромнауки были упразднены в 2004 году, а документ был квалифицирован юристами правительства как недействующий, говорит представитель администрации Дмитровского муниципального района Столичной области Анатолий Бейвель:
Спасение утопающих