Учреждениям приходится размещать заказ на поставку товаров, исполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства. Причем порядок размещения, равно как и размер обеспечения заявки, был скорректирован. Учесть новации окажет помощь отечественный материал.
Помощь [advert=100]предпринимателей[/advert] – обязанность страны
Отметим, что в РФ существуют различные механизмы господдержки субъектов малого предпринимательства. Один из таких механизмов реализуется через совокупность национальных и муниципальных заказов и закреплен в статье 15 закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (потом – Закон № 94-ФЗ).
Данный механизм сводится к следующему. За национальными и муниципальными клиентами (за исключением закупок для безопасности обороны государства и нужд страны) закрепляется обязанность размещать заказы среди субъектов малого предпринимательства (ст.
15 Закона № 94-ФЗ). Несложнее говоря, клиент формирует «упрощенные» условия борьбы для субъектов малого предпринимательства, при которых победитель выбирается не среди любых компаний (и больших, и небольших) и физлиц, а лишь среди субъектов малого предпринимательства.
Порядок размещения государственного заказа
«Упрощенные» условия борьбы клиенты должны создавать строго в определенном размере, в частности: не меньше чем 10 и не более чем 20 процентов неспециализированного годового размера поставок товаров, исполнения работ, оказания услуг в соответствии с списком, установленным распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 642 (потом – Список № 642).
В случае если клиент уклоняется от собственной обязанности и не размещает установленный в Законе № 94-ФЗ количество заказов среди малых предпринимателей, ему угрожает административная ответственность в виде штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 11 ст.
7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Но разместив заказ более чем на 20 процентов неспециализированного годового количества, учреждение кроме этого возможно привлечено к административной ответственности на основании части 12 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (за нарушения ограничения борьбы на количество, превышающий 20 процентов).
На данный момент подход к определению количества заказов, что нужно размещать среди субъектов малого предпринимательства, претерпел корректировки, что направляться из письма ФАС России от 9 сентября 2010 г. № АЦ/30282. Так, согласно точки зрения экспертов ФАС России, количество товаров (работ, одолжений), размещение на поставки (исполнение, оказание) которых осуществляется у монопольного (исполнителя, подрядчика), не должен учитываться в годовом количестве, исходя из которого определяется количество заказов, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.
Наряду с этим в случае если годовой количество образовывает менее 100 тыс. руб., национальные и муниципальные клиенты не обязаны осуществлять процедуры, предусмотренные статьей 15 Закона № 94-ФЗ. Так, количество заказов у субъектов малого предпринимательства нужно считать от количества бюджетных средств, каковые приходятся на товары, услуги и работы, включенные в Список № 642 и каковые клиент собирается размещать методом проведения торгов и запросов котировок.
Суммы, каковые клиент расходует по статье 55 Закона № 94-ФЗ (за исключением п. 8, 9, 10, 11, 13 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ), в расчет включать не требуется.
Подводим итоги закупок
Торги и (либо) запросы котировок среди субъектов малого предпринимательства проводятся в соответствии с неспециализированными правилами размещения заказов. Но особенности все-таки имеется.
Во-первых, информация о проведении торгов и запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства обязана находиться в извещении о проведении открытого конкурса (аукциона) либо в извещении о проведении запроса котировок (ч. 3 ст.
15 Закона № 94-ФЗ).
Во-вторых, заявки смогут быть поданы лишь участниками размещения заказа – субъектами малого предпринимательства, каковые должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. В случае если учреждение как клиент проводит конкурс либо запрос котировок среди субъектов малого предпринимательства, то собственный статус участники размещения заказа подтверждают самостоятельно, декларируя в заявке собственный соответствие требованиям статьи 4 Закона № 209-ФЗ.
Основание – совместное письмо Министерства экономики России № 5684-АП/Д05 и ФАС России № АЦ/10329 от 29 апреля 2008 г. Но в случае если клиент проводит открытый аукцион в электронной форме, документация об открытом аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа либо подтверждения иным методом в составе заявки собственного соответствия статусу субъекта малого предпринимательства. Такое разъяснение было размещено 5 августа 2010 года на сайте ФАС России (www.fas.gov.ru).
В-третьих, при размещении заказов среди малых предпринимателей начальная (большая) цена договора (цена лота) не должна быть больше начальную (большую) цену договора (цену лота), установленную распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 237, другими словами 15 миллионов рублей. (ч. 1.1 ст.
15 Закона № 94-ФЗ).
В-четвертых, при размещении заказов среди субъектов малого предпринимательства нужно учитывать, что в случае если раньше размер обеспечения заявок на участие в конкурсе, аукционе, открытом аукционе в электронной форме не должен был быть больше 5 процентов начальной (большой) цены договора (цены лота), то сейчас для торгов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, он не имеет возможности быть больше 2 процентов начальной (большой) цены договора (цены лота). Трансформации были внесены законом от 3 ноября 2010 г. № 290-ФЗ и получили юридическую силу с 10 ноября 2010 года.
Установление сниженного предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень участия субъектов малого предпринимательства в национальных и муниципальных закупках.
Тендеры для субъектов малого предпринимательства (Госзакупки, Государственный заказ).