Бухучет претензий по договорам

Нередкая обстановка: При приемке товара от продавца на складе клиента найдены брак либо недостача, а иногда – да и то, и второе совместно. Какими документами клиент обязан подтвердить недогруз и брак? Обязан ли их принимать продавец?

Эти и многие другие вопросы обязан суметь дать добро бухгалтер.

И вот как это в большинстве случаев делается. Порядок оформления приемки товаров изложен в особом документе – «Методические советы по оформлению и учёту операций приема, отпуска и хранения товаров в организациях торговли», утвержденные Письмом Роскомторга от 1-794/32-5 от 10.07.96 г. При несоответствия товаров по качеству либо количеству требованиям контракта, в п. 2.1.7 указанных Рекомендаций предусмотрено составление акта.

Акт составляется рабочей группой, в составе которой должны быть материально представитель поставщика и ответственные лица покупателя. Допускается составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика либо в его отсутствие.

В сопроводительном документе на товар в обязательном порядке ставят отметку о составлении акта. Форма акта № ТОРГ-2 утверждена Распоряжением Госкомстата России № 132 от 25.12.98 г.

А что делать остальным организациям, не занятым в торговле? Возможно кроме этого использовать подобную форму акта, к примеру, указав в соглашении поставки принятие сторонами условий этих Рекомендаций. Кое-какие используют самостоятельно созданные формы актов, согласовав порядок их предъявления и составления в контракте либо особом соглашении.

По окончании того, как начальник организации утвердит акт о несоответствии требованиям контракта по качеству либо количеству, вместе с сопроводительными документами он будет передан в бухгалтерию. В том месте бухгалтер вычислит суммы претензий, а юрист организации составит и направит претензионное письмо поставщику, отправителю либо транспортной организации, перевозившей товары. Таковой порядок приводится в Письме Министерства финансов России № 03-03-04/1/628 от 15.08.06 г.

Претензия поставщику оформляется в большинстве случаев в произвольной форме, но в ней в обязательном порядке должны указываться:
— сведения о контракте между покупателем и поставщиком, на основании которого был поставлен товар;
— требования, предъявляемые к продавцу;
— расчёт и сумма претензии с полным обоснованием (порядок проведения финансовой оценки, события, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их, ссылка на соответствующее законодательство).

В соответствии с положениями ГК Российской Федерации клиент может возвратить некачественный товар лишь при обнаружении таких недочётов, каковые не смогут быть устранены без несоразмерных затрат либо затрат времени, и если они выявляются много раз или появляются снова по окончании их устранения (п. 2 ст.

475 ГК Российской Федерации). В случае если недочёты товара не были оговорены продавцом, то клиент, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по собственному выбору настойчиво попросить от продавца:
— соразмерного уменьшения цены (скидку, а также товарную);
— безвозмездного устранения недочётов товара в разумный срок;
— возмещения собственных затрат на устранение недочётов товара (п. 1 ст. 475 ГК Российской Федерации);
— замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим соглашению.

Помимо этого, клиент в праве по большому счету отказаться от выполнения контракта купли-продажи и настойчиво попросить возврата уплаченной за товар финансовой суммы (п. 2 ст. 475 ГК Российской Федерации). В случае если клиент отказывается от поставленного товара (не принимает его) в этих обстоятельствах, то перехода права собственности не происходит.

бухгалтерский учет претензий


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: