Отражение в бюджетном учете операций по реализации договора лизинга

Приобретение нужного бюджетному учреждению имущества и оборудования по контрактам лизинга представляет собой достаточно замечательное средство увеличения эффективности бюджетных затрат, разрешающее обеспечить потребность учреждения в данном имуществе при меньшем количестве текущих затрат имеющихся в распоряжении учреждения внебюджетных средств. Помимо этого, учреждение не включает цена применяемого предмета лизинга в расчет облагаемой базы по налогу на имущество.

И. ГАРНОВ, начальник консалтинга и отдела аудита бюджетных учреждений ООО «А.И.Аудит-Сервис»

Для коммерческих структур учет лизинговых операций регламентирован в ряде нормативных и рекомендательных документов Министерства финансов России (см, к примеру, приказ Министерства финансов России от 17.02.97 г. № 15 (в ред. от 23.01.01 г.). Бюджетным учреждениям ввиду отсутствия соответствующих нормативных документов приходится руководствоваться, в большинстве случаев, собственными мыслями.

Разглядим возможности и порядок учета бюджетными учреждениями имущества, получаемого по лизингу, и связанных с этим платежей.

Главными нормативными документами, составляющими правовую базу взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя, являются ГК Российской Федерации (§ 6 главы 34) и закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ (в ред. от 26.07.06 г.) «О денежной аренде (лизинге)».

В соответствии со ст. 4 указанного Закона лизингополучателем есть физическое либо юрлицо, которое по соглашению лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.

Отнесение контракта лизинга к арендным отношениям подтверждается кроме этого включением § 6 «Денежная аренда (лизинг)» в главу 34 «Аренда» ГК Российской Федерации.

Вместе с тем приобретение бюджетным учреждением главных средств на условиях лизинга (в отличие от их аренды) ограниченно. Так, ст. 3 Закона № 164-ФЗ и ст.

665 ГК Российской Федерации установлено, что объектом лизинга возможно только вещь, применяемая в предпринимательских целях. Исходя из этого применение бюджетных средств, выделяемых учреждению для финансирования уставной (т.е. некоммерческой) деятельности, для оплаты операций согласно соглашению лизинга в соответствии с нормам действующего законодательства неправомерно.

Согласно нашей точке зрения, исключение лизинговых взаимоотношений из сферы применения бюджетных средств не разрешает применять преимущества лизинга для их текущей экономии. Главной причиной этого, по-видимому, есть требование о недопустимости принятия бюджетным учреждением обязательств, не обеспеченных выделенными ему лимитами бюджетных обязательств.

В следствии не обеспеченные лимитами  финансирования лизинговые платежи, сроки которых выходят за рамки этого года, не смогут быть предметом заключаемых учреждением контрактов. Но, учитывая забранный Правительством РФ курс на среднесрочное и долговременное планирование бюджетных затрат, и на подобное лизинговым отношениям по срокам выполнения финансирование затрат и долгосрочное планирование учреждений при бюджетном финансировании капитального строительства, применение бюджетных средств для оплаты лизинговых операций в полной мере возможно и требует только регулирования и законодательного разрешения.

В настоящее же время бюджетные учреждения имеют возможность покупать имущество на условиях лизинга лишь в рамках разрешенной им коммерческой деятельности.

1С Бухгалтерия Учет расчетов согласно соглашению уступки права требования


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: