Небольшой бизнес пробуют встроить в совокупность госзакупок с момента ее происхождения в 2005 году. Сперва госзаказчиков обязали законом отдавать «малым» не меньше 10% количества годовых закупок (94-ФЗ), а с 2014 года — 15% (44-ФЗ). Но преодолеть эту планку небольшой бизнес был не в состоянии: в Российской Федерации он не сильный и обычно неудобен для больших структур в качестве партнера.
Деньги на кону немаленькие: в прошедшем сезоне объем госзакупок в Российской Федерации составил 5,9 трлн рублей — практически 9% ВВП страны. 15% от этого внушительного пирога — в полной мере достаточная сумма, дабы хорошенько загрузить работой много тысяч малых фирм.
А ведь имеется еще закупки количеством в 8 трлн рублей в год (это еще более чем 11% ВВП!), проводимые госкомпаниями и естественными монополиями в соответствии с 223-ФЗ. Их российское правительство кроме этого пробует всячески подвигнуть на размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства, утверждая соответствующие «дорожные карты» и требуя ежеквартальных отчетов.
В это же время, согласно данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), часть прямых закупок у среднего предпринимательства и субъектов малого в общем годовом количестве в прошедшем сезоне составила всего 2%. Еще приблизительно 8% дают субподрядные контракты первого уровня, так что в целом возможно сказать максимум о десяти процентах.
Но и эта цифра, вероятнее, лукава, потому, что у госзаказчиков масса возможностей «накручивать счетчик» и красиво отчитываться о закупках услуг и товаров у малых фирм, тогда как на деле поставщиком появился большой бизнес, мимикрирующий под небольшой, либо аффилированные с менеджментом компании. Как исправить положение?
Под честное слово Неприятность в том, что власти России продолжительное время вычисляли: дабы открыть малому бизнесу доступ к государственному заказу, достаточно установить соответствующие квоты. «Квотирование — это неотёсанный подход, что в отдельных случаях влечет за собой приписки со стороны клиентов, создание и подделку отчётности фиктивных малых фирм, — уверен основной консультант Университета конкурсных разработок Константин Перов. — Корпорации в далеком прошлом преуспели в применении методик, разрешающих отчитываться о исполнении спущенных сверху замыслов».
Прорехи в законодательстве открывали этому широкую дорогу. Так, потерявший в конце прошлого года силу 94-ФЗ, запустивший совокупность госзакупок в 2005?м, при всей антикоррупционной направленности и своей прогрессивности, предлагал достаточно простой механизм «учета» заказов, предназначенных для размещения среди субъектов малого предпринимательства.
Если торги с участием «малышей» признавались несостоявшимися, клиент имел возможность не проводить повторных, но цена договора наряду с этим все равно шла ему в зачет (ст. 15, ч. 6). Другими словами попытка разместить заказ среди малых фирм приравнивалась к успешной.
Составить конкурсную документацию так, дабы торги в итоге признали несостоявшимися, — для клиента дело немудреной техники, так что формально соблюсти 10-процентную квоту было легко.
КВОТА НА РВП: кому она нужна и как ее взять?