Факторы эффективности убеждения

Убеждение — это способ действия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Его сущность содержится в том, дабы посредством логических доводов сперва добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а после этого на данной базе организовать и закрепить новые установки (либо трансформировать ветхие), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, нужно направляться определенным правилам:

  • логика убеждения должна быть дешёвой интеллекту объекта действия;
  • убеждать нужно доказательно, опираясь на факты, узнаваемые людям;
  • кроме примеров и конкретных фактов (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления) информация обязана содержать и обобщенные положения (идеи, правила);
  • убеждающая информация обязана смотреться максимально правдоподобной;
  • информируемые общие положения и факты должны быть такими, дабы приводить к эмоциональной реакции объекта действия.


Критерием результативности убеждающего действия есть убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она разрешает принимать однозначные ответы и осуществлять их не раздумывая, занимать жёсткую позицию в оценках тех либо явлений и иных фактов. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных обстановках. Ответственная черта убежденности — ее глубина. Она прямо связана с прошлым воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, свойством разбирать явления окружающей действительности.

Факторы эффективности убеждения

Эффективность убеждения зависит от многих факторов.

1. Во-первых, от того, как оно доказательно и убедительно. Доказательность основывается на логичности, непротиворечивости и правдоподобии изложенного материала.

В противном случае говоря, принципиально важно не только то, что сообщается, но да и то, как это делается.

Убедительность зависит в громадной степени от учета свойственных объекту действия установок, убеждений, заинтересованностей, потребностей, его образа мышления, национально-своеобразия языка и психологических особенностей.

Психологи исходят из того, что:

  • содержание убеждающего действия должно быть прекрасно продумано и соответствовать законам формальной логики;
  • конкретное в его содержании постоянно воспринимается убедительнее абстрактного;
  • чем динамичнее убеждающее действие, чем бросче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше оно завлекает внимание;
  • лучше воспринимается то, что близко потребностям и интересам объекта действия;
  • лучше осмысливается то, что преподносится маленькими смысловыми частями (блоками);
  • лучше усваивается то, что приводит к эмоциональному отклику у объекта действия;
  • лучше воспринимается, осмысливается и усваивается та информация, которая преподносится в соответствии с национальными изюминками восприятия объекта.

2. Во-вторых, продуктивность убеждающего действия сильно зависит от того, как подобрана, выстроена и подана его аргументация.

Убеждение ни за что не имеет возможности сводиться к несложному изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить людей, и к последующему приведению аргументов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует значительно больше способов убеждать людей.

Выделяют три главных категории доводов, применение которых принципиально важно для убеждения:

  • подлинные факты (содержащаяся в убеждающем действии неопровержимая информация настраивает людей на оценку его содержания, а также его рекомендаций, как верного);
  • доводы, дающие собственного рода «психотерапевтическое удовлетворение», потому, что они апеллируют к хорошим ожиданиям (характерный пример — информационно-агитационные материалы, рекламирующие хорошие условия судьбы: полноценное питание, медобслуживание, возможности для совершенствования людей и т. д.);
  • доводы, апеллирующие к негативным ожиданиям (убеждающее действие может давать предупреждение те либо иные отрицательные настроения либо отношения людей и тем самым содействовать завоеванию их доверия).

3. В-третьих, эффективность убеждающего действия сильно зависит от верного выбора его формы. Данный выбор обусловлен его задачами и целями, конкретными условиями обстановки и некоторыми вторыми факторами.

Убеждение как психотерапевтический метод действия на человека


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: