Система контроля над финансовыми потоками

Пьетро Арентино, ведущий консультант Группы Компаний «Бэстконсалт»

Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Но в то время, когда дело доходит до его исполнения анализа и контроля бюджета, большая часть компаний сталкивается со множеством вопросов: как именно осуществлять контроль, кто это обязан делать, как оценивать появившиеся отклонения.

В базе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: факт и план. Цель анализа и контроля выполнения плановых бюджетных показателей – управление отклонениями, воздействующими на денежные результаты. В ходе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и разбирает данные о фактических итогах денежно-хозяйственной деятельности.

Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и разбирает их обстоятельства. В-третьих, принимает управленческие ответы по корректировке бюджетов и планов в допустимых случаях.

Дабы осуществить эти функции, принципиально важно наладить действенную совокупность контроля.

Проверенные способы

В компании возможно реализовано множество разных способов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (к примеру, способ «освоенного количества» для оценки выполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых методах:

— контроль бюджетов по отклонениям;

— своевременный контроль платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой денежный замысел действий по достижению уровня прибыльности. Исходя из этого базой совокупности контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации употребляется расчет отклонений, на протяжении которого:

— выявляют отклонения на базе данных управленческого учета (в случае если обеспечена однородность плановых и фактических данных);

— оценивают отклонения с позиций влияния на запланированный итог;

— определяют темперамент отклонений (к примеру, регулярное либо случайное) и их обстоятельства, каковые смогут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными трансформациями внешних условий;

— подготавливают советы и вероятные управленческие ответы на базе анализа отклонений.

Эти функции, в большинстве случаев, делают экономические работы: планово-экономический отдел, или отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Дабы распознать отклонения, эксперты экономической работы постатейно сравнивают фактические и плановые эти. А чтобы оценить действие отклонений на запланированный итог, они применяют расчет удельного веса отдельных статей.

На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических размеров от плановых: по прибыльным статьям (реализация по товарам) употребляется формула «факт» — «замысел», по расходным статьям — формула «замысел» — «факт».

Мы видим, что компания взяла на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Дабы выяснить влияние на это отклонение прибыльных и расходных статей, необходимо вычислить удельный вес по формуле:

(«отклонение по статье»/ «отклонение по прибыли») х 100%

ТРАМП ГЛОБАЛИСТЫ — БИТВА ЗА ФРС НАЧАЛАСЬ


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: