Финансирование и кредитование киноиндустрии является высокорисковым бизнесом. На производство кинофильмов нужно затрачивать огромные суммы денег в относительно короткий период времени.
В свою очередь, получение доходов может растянуться на пять, десять и более лет. Причем размер этих доходов очень трудно точно спрогнозировать.
Во многом все зависит от того, насколько успешным окажется фильм и какой кассовый сбор он принесет.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА МЕЧТУ? Мир кино — это мир мечты, который дает возможность отдохнуть от повседневных забот и треволнений. Одни люди идут в кинотеатры для того, чтобы попасть хотя бы на короткий промежуток времени в некий выдуманный ирреальный мир, полный захватывающих приключений или запутанных интриг.
Другие стремятся расслабиться, посмеяться, просто забыть о проблемах насущных. Третьи любят кино с интеллектуальными «наворотами», которое способно «загрузить» мозги.
Этот перечень категорий зрителей можно было бы продолжить. Наверное, очень трудно найти человека, который не любил бы кино. Неудивительно, что там, где оно снимается, крутятся огромные деньги.
Практически во всем мире, и особенно в Соединенных Штатах, где немалая часть экономики работает на киноиндустрию, бизнес и кино идут рука об руку. Возникает закономерный вопрос: почему в России почти нет банков (а если и есть, то их можно сосчитать на пальцах одной руки) и других финансовых институтов, желающих вкладывать деньги в создание фильмов и готовых финансировать киноиндустрию?
Ответ прост -слишком большие риски. Однако на Западе научились сводить риски финансирования киноиндустрии к минимуму. В России же, за исключением единичных случаев, такая практика пока что не сложилась. Зато получила распространение другая: отдельные именитые режиссеры получают деньги в виде кредитов или спонсорской помощи от крупнейших государственных банков.
Вряд ли вызывает сомнения, что в силу здесь вступает всемогущий административный ресурс. Поэтому в данном случае уже неважно, успешным или провальным будет кинопрокат того или иного фильма: вряд ли банк станет требовать вернуть деньги.
Конечно, нельзя говорить, что в России кинокомпания не может получить от частного банка денег на комедию, фантастический триллер или документальное кино. Здесь уже все зависит от предпочтений и вкусов руководства кредитной организации, способности продюсеров «продвигать» свой проект, коммерческого потенциала фильма.
СРЕДСТВА ПОД ЗАЛОГ В традициях мировой киноиндустрии брать кредиты на съемки у финансовых организаций. Причем деньги ссужают как государственные, так и частные финансовые структуры.
Как правило, в качестве обеспечения банки получают гарантии прав на кинофильмы.
В России также известна практика, когда кинокомпания договаривается с банком о привлечении кредитных средств под залог авторских прав будущих кинопроектов. В данном случае банк, кредитующий съемки фильма, получает дополнительную инвестиционную премию к ставке рефинансирования после окончания проекта.
В случае неудачи банк выходит на рынок и продает права в качестве залогового имущества. Причем банк может выдавать кредиты под залог как кинопрокатных, так и телеправ.
И хотя выдача кредита под подобный залог — рискованное решение, все же кинорынок растет, и киноиндустрия становится привлекательным бизнесом. «Высокие темпы развития киноиндустрии в нашей стране стимулируют спрос на этот вид кредитования», — считает начальник отдела маркетинга Банка БКФ Ольга Горшкова.
Снимается кино — учебные съёмки