РЫНОК КУПЛИ-ПРОДАЖИ ДЕЙСТВУЮЩИХ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА и Предприятий МАЛОГО ПЕРЕЖИВАЕТ Сложный период. КОЛИЧЕСТВО СДЕЛОК НАЧАЛО Понижаться ЕЩЕ ЗАДОЛГО ДО КРИЗИСА, А ОЖИВЛЕНИЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НА НЕИЗВЕСТНЫЙ СРОК.
средние и Малые предприятия, как товар, потеряли доверие инвесторов. Попытаемся осознать, из-за чего.
В развитых экономиках в ходе купли-продажи действующих фирм, не считая субъектов рынка (продавца, клиента, посредника), активную роль играется государство, устанавливающее правила игры и механизмы защиты заинтересованностей сторон, заключающих сделку. Но у нас госрегулирование носит избирательный темперамент: достаточно жестко контролируются, например, оценочная деятельность и аудиторские услуги, а участникам рынка купли-продажи бизнеса разрешено играться без правил. Вот и доигрались
Изучая обстоятельства падения рынка американских подержанных машин, нобелевский лауреат и известный экономист Джордж Акерлоф заключил : виновниками неприятностей являются сами торговцы. Ученый поделил все б/у машины на две группы: «убитые» тачки назвал «лимонами», и вдобавок в полной мере приличные автомобили — «персиками».
Так вот, выяснилось: большинство комиссионных магазинов старательно скрывало «убитость» машин, пробуя реализовывать «лимоны» по завышенной цене. Потому, что «навар» от таких сделок был больше, рынок неспешно сместился в сторону торговли «лимонами», а цена на «персики» отправилась вниз.
Доверие клиентов к рынку подержанных автомобилей было подорвано, что и позвало его вырождение. Согласно точки зрения Акерлофа, вернуть доверие клиента к «персикам» возможно, развивая совокупность гарантийного обслуживания и страхования, и пресекая недобросовестную борьбу силами отраслевых ассоциаций при помощи страны.
На русском рынке купли-продажи бизнеса вызывающую большие сомнения, «кислую» победу одержали «лимоны». Среди потенциальных клиентов сложилось устойчивое вывод, словно бы из всей массы продаваемых объектов в полном смысле бизнесом можно считать не более половины, а соответствующими критерию «цена / срок окупаемости» — чуть ли двадцатую часть.
К сожалению, такое вывод подтверждено практикой. Помимо этого, доказанным можно считать тезис о том, что большая часть посредников настойчиво выдает «лимоны» за «персики».
Ко мне все чаще обращаются потенциальные клиенты прося поучаствовать в сделке по приобретению бизнеса, потому, что они не уверены в действительности заявленных продавцом денежных данных и адекватности цены. Обычно приходится «сражаться» и против собственных же сотрудников — бизнес-брокеров, отстаивающих «персиковую» позицию продавца!
Нередки и случаи посредника сговора и откровенного продавца, что не красит бизнес-брокерское сообщество.
Вот характерный случай. Энергичная женщина, топ-менеджер сети автосалонов, решила купить мебельный цех.
Продавался объект известной бизнес-брокерской компанией, которая на словах ручалась за достоверность заявленных денежных показателей и адекватность цены. Но при посещении цеха у потенциального клиента появились сомнения, усилившиеся по окончании отказа брокера дать перечень активов и управленческую [advert=79]отчетность[/advert].
Хватило трех дней, дабы отказаться от сделки: прибыльность была завышена в четыре раза, а оборудование принадлежало не компании, а лично генеральному директору, находящемуся в долгом и неразрешимом конфликте с обладателем бизнеса.
Достижение честной цены сделки, обеспечение жизнеспособности бизнеса по окончании смены обладателя и защита заинтересованностей клиента — обязательный атрибут надлежащей брокерской бизнес-практики. И в первую очередь — задача брокера, выступающего на стороне продавца.
В маленьких сделках клиенту обычно не нужен ни аудитор, ни оценщик, ни юрист, в случае если имеется дорожащий собственной репутацией эксперт со стороны продавца. Но так бывает не всегда.
Варенье из персиков и лимона