Жалобные клиенты

Дата 1 июля знаменательна для банков и их клиентов не только тем, что начинает действовать норма, по которой Банк России вправе ограничивать полную цена кредитов. В данный сутки годом ранее получил юридическую силу закон о потребительском кредите.

Но, как узнали активисты проекта «За права заемщика», многие нормы закона до сих пор не трудятся. Портал Банки.ру разбирался, из-за чего.

На что жалуемся 1 июля исполняется год со вступления в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Вследствие этого проект Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» совершил изучение, как исполняются нормы закона.

Стало известно, что многие нормы закона по факту были нерабочими. Активисты проекта совершили телефонный опрос 15 наибольших по потребительскому кредитованию банков – в четырех из 15 опрошенных кредитных организаций не смогли растолковать клиенту, что такое ПСК – полная цена кредита, или объяснение было неправильным.

Еще одним неприятным «сюрпризом» стало общение активистов с представителями банков на предмет передачи права требования по взысканию долга коллекторам — 14 из 15 банков объявили, что отказаться от услуги передачи данных коллекторам запрещено.

Показательным стал и мониторинг жалоб граждан на банки за II квартал 2015 года, что совершили представители организации, проанализировав форумы Банки.ру и других ресурсов. Всего было проанализировано 420 жалоб. Значительная часть отзывов — 30% — жалобы на действия коллекторских агентств, судебных приставов. Чуть мельче — 25% — на навязывание дополнительных одолжений — страховки, комиссии, уведомления.

20% разглядываемых в мониторинге клиентов кредитных организаций жаловались на действия в отношении вкладов – затягивание возврата средств, трансформаций условия по вкладу в одностороннем порядке. Про искажение кредитной истории поведали 15% опрошенных, еще 10% поведали о передаче персональных данных заемщика третьим лицам.

Обстановка на рынке микрофинансовых организаций кроме этого непростая. Проект «За права заемщиков» приводит в пример эти работы Банка России по защите прав потребителей денежных одолжений и мелких акционеров за три первых месяца 2015 года.

В работу поступило 1 122 жалобы – практически на 10% больше, чем за теже месяцы прошлого года. Из них 28% — жалобы, которые связаны с возвратом задолженности по соглашениям микрозайма, 10% — на соблюдение соглашения микрозайма, 8% — на коллекторов, 6% — по вопросам начисления процентов, 5% — на деятельность компаний, не включенных в реестр ЦБ.

Практически добрая половина жалоб – 43% – приходится на категорию «второе».

Выводы, к каким пришли авторы мониторинга, неутешительны. На данный момент заемщикам нереально отказаться от передачи права требования по долгу коллекторам. Банки и МФО навязывают клиентам дополнительные платные услуги — страховки, комиссии, СМС-уведомления, а сущность полной цене кредита представители банков растолковать не смогут.

Банки с «фронтом» не согласны Представители банков, опрошенные порталом Банки.ру, скептически относятся к мониторингу жалоб, совершённому «За права заемщиков», перед 1 июля. «Перечисленные виды жалоб относятся к самый распространенным спорным моментам в банковской практике. Одновременно с этим направляться осознавать, что для среднестатистического банка такая структура жалоб не характерна — к примеру, стабильно трудящийся банк вряд ли будет иметь в собственной структуре 20% жалоб о невыдаче средств с вклада, а деятельно трудящийся на кредитном рынке банк не допустит массового искажения кредитных историй», — уверена глава управления розничного кредитования АО «Тройка-Д Банк» Гульнара Фаттахетдинова.

Неадекватный визитёр аптеки


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: