Закулисная жизнь выездных проверок

В руки редакции попал «подготовки» и закрытый регламент планирования выездных налоговых испытаний. Мы познакомим вас с главными положениями этого документа.

18 августа 2003 года МНС России утвердило тайный приказ № БГ-4-06/23дсп. С его помощью мы можем посмотреть во внутренний мир налоговых администраций. Как и по каким параметрам они отбирают кандидатов для выездных испытаний.

Согласно данным разведки

В регламенте перечислены все источники, данные из которых налоговые инспекторы должны применять при отборе кандидатов на выездную диагностику.

Этих источников довольно много, и основной вывод, что возможно сделать, ознакомившись с ними, таков: чем меньше у предприятия агентов, тем меньше возможность неожиданной налоговой проверки.

Дабы иметь полное представление о вероятных нарушениях, сотрудники налоговой администрации, кроме внутренних информационных ресурсов, применяют сведения, поступающие к ним из вторых осуществляющих контроль структур.

Часть данной информации (сведения о банкротстве, о дополнительном выпуске акций, о выданных и отозванных лицензиях и т. п.) помогает для подтверждения правомерности работы компании. Но вторая часть сродни разведывательным данным, по которым возможно оценить профиль бизнеса и спрогнозировать его настоящие масштабы.

К примеру, в МПС, Минтрансе либо в ГИБДД налоговые работники смогут спросить большими партиями грузов. Разумеется, что эти сведения необходимы им не просто так, а дабы проследить, какая продукция (готовая либо сырье) перевозится, куда она поступает, где, в то время, когда и в каких количествах она возможно реализована либо переработана.

Косвенно такие эти смогут быть использованы сотрудниками налоговой администрации при себестоимости объемов и анализе реализации. А следовательно, и при оценке ожидаемых поступлений по налогу на добавленную цена и [advert=56]налогу на прибыль[/advert].

В случае если перевезенная партия товаров «растворилась» и нигде больше «не всплыла», налоговые работники заподозрят компанию в занижении выручки либо в теневом производстве и начнут приглядываться к ней более внимательно.

Подобную цель преследует и получение сведений от товарных бирж, оптовых баз, коммунальных предприятий и рынков. Тут налоговые инспекторы интересуются поставщиками и крупными покупателями, арендаторами торговых мест и дислокацией торговых точек, количествами потребляемой энергии, воды и других ресурсов.

Еще одним источником информации являются сигналы от организаций и граждан, и неосторожные рекламные объявления в средствах Интернете и массовой информации, по которым возможно установить, чем в действительности занимается компания и платит ли она налоги с данной деятельности.

Все поступающие сведения накапливаются в неизменно пополняющемся досье плательщика налогов.

взглянуть на показатели

Аналитический этап предварительной работы направлен на поиск противоречий между данными, отраженными в отчетности, и сведениями, взятыми из вторых источников.

В первую очередь плохие сомнения у сотрудников налоговой администрации смогут появиться в отношении компаний, каковые неосторожно составляют отчеты. Исходя из этого крайне важно, дабы в [advert=74]налоговых декларациях[/advert] были верно подсчитаны итоговые суммы, дабы эти разных разделов увязывались между собой, дабы расхождения между взаимосвязанными показателями были понятны и объяснимы.

Помимо этого, отбирая кандидатов на диагностику, налоговые инспекторы постараются узнать, как суммы уплаченных налогов соответствуют настоящему состоянию бизнеса.

Для этого они исследуют динамику развития организации, сопоставят показатели бухгалтерской и налоговой отчетности, сравнят их с своевременной информацией, взятой из компетентных органов. И в случае если у налоговой администрации покажутся хотя бы мельчайшие подозрения в том, что предприятие занижает налоговую базу, проверки не избежать.

В действительности, как растолковать, из-за чего, к примеру, если сравнивать с прошлым годом производственная компания начала потреблять электричества вдвое больше, а ее доходы от реализации сократились? Либо из-за чего транспортная компания, снизившая, если судить по отчетности, количество перевозок, внезапно увеличила закупки бензина?

Либо как маленькая торговая организация, не обращаясь в банк за кредитом, сумела выстроить себе просторный магазин на главной улице города?

Вопросов может появиться большое количество – по каждому налогу собственные. Исходя из этого каждая, кроме того самая безобидная схема налоговой оптимизации должна иметь не только сиюминутную экономическую легенду, но и надежное документальное прикрытие, заблаговременно увязанное с информацией, которую инспекция может взять из других источников.

Особенное внимание в регламенте уделяется анализу денежных показателей по так именуемому отраслевому принципу. Посредством компьютерной совокупности «Налог» инспекторы смогут сравнить эти конкретной компании с усредненными показателями деятельности однородных фирм, трудящихся в сходных условиях.

И в случае если, к примеру, рентабельность либо среднестатистическая заработная плата организации значительно отличается от отраслевых показателей, а суммарная налоговая база сопоставима с ними, сотрудники налоговой администрации смогут сделать вывод о необходимости выездной проверки.

«Первостепенные» кандидаты

Очевидно, контролировать каждую компанию раз в три года не реально. Исходя из этого прежде всего сотрудники налоговой администрации стараются обращать внимание на те организации,

где возможно поживиться. В регламенте таковой подход именуется оптимальным выбором, разрешающим с громаднейшей возможностью распознать нарушения и обеспечить поступление в бюджет дополнительных налогов, пеней и штрафов.

В число «первостепенных» кандидатов на налоговую диагностику входят:

  • наибольшие (главные) плательщики налогов. Имеются в виду предприятия, каковые на территории инспекции приносят бюджету громаднейший доход. Контролировать такие организации МНС предписывает как минимум один раз в два года;
  • организации, попавшие в поле зрения МВД либо региональных УМНС;
  • предприятия, каковые решили ликвидироваться. Потому, что вместе с ликвидируемыми компаниями смогут провалиться сквозь землю и большие суммы неуплаченных налогов, налоговая администрация обязана организовать диагностику весьма оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса плательщик налогов уже обязан иметь на руках и копию ответа инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций;
  • организации, каковые, по сведениям инспекции, ведут
  • хозяйственную деятельность, но отчетность не воображают (либо сдают «нулевые» балансы);
  • плательщики налогов, чья деятельность заинтересовала налоговых работников из вторых инспекций;
  • предприятия, чья отчетность приводит к у сотрудников камерального и аналитического отделов;
  • плательщики налогов, каковые систематически задерживаются с понятием [advert=72]налоговых деклараций[/advert] и документов, нужных для налогового контроля;
  • организации, где на протяжении последней налоговой испытания были вскрыты важные правонарушения;
  • компании, каковые не проверялись более шести лет;
  • убыточные фирмы либо компании, каковые в течение нескольких лет показывают в отчетности маленькую прибыль. Отягчающими событиями в таковой обстановки смогут быть большие суммы, каковые в течение года прошли через расчетный счет компании, приобретение дорогой недвижимости, машин, оборудования и т. д.;
  • предприятия, на соучредителей либо начальников которых имеется компромат, разрешающий сомневаться в законности их доходов;
  • плательщики налогов, применяющие для расчетов с клиентами и бюджетом счета в различных банках (в проблемных и успешных);
  • предприятия, трудящиеся в тех сферах деятельности, где практикуется масштабный «уход» от налогообложения (комиссионная торговля, снабженческо-сбытовые организации, посредничество в экспортно-импортных операциях и т. п.);
  • плательщики налогов, показатели которых значительно отличаются от средних по отрасли.

В случае если перед инспектором стоит неприятность, кого из двух одинаково странных кандидатов на диагностику выбрать, он остановится на том, где больше выручка и выше численность трудящихся.

А.П. Распутин, аудитор

Материал предоставлен изданием «Практическая бухгалтерия»
Стань специалистом

Материал предоставлен изданием Практическая бухгалтерия

Как я попался на уловку обманщиков :(


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: