За что отвечает новый главбух

А. Леонова, налоговый консультант

Придя на новую компанию, любой главный бухгалтер начинает с того, что принимает дела у собственного предшественника. Как это сделать верно, дабы позже «не было мучительно больно»?

Ответа на данный вопрос законодательство не дает. Исходя из этого любой главный бухгалтер предъявляет собственные требования к уходящему коллеге. А кое-какие, напротив, считают, что ни у кого ничего принимать не требуется. Так кто же прав? Дабы понять сущность проблемы, проанализируем советы различных экспертов – тех, кто контролирует ведение учета (налоговых аудиторов и инспекторов) и самих главбухов. Начнем с контролирующих. В теорииПервым делом контролеры рекомендуют проверить учетные документы. Они должны быть в наличии как минимум за пять последних лет. Как раз столько первичку нужно хранить на компании либо в архиве (ст. 17 Закона от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»). Особенное внимание уделите:

  • банковским и кассовым документам;
  • расчетным и платежным ведомостям;
  • изданиям регистрации доверенностей, ценных бумаг;
  • изданию учета квитанций-фактур;
  • книгам продаж и покупок и др.

Что касается налоговой [advert=80]отчетности[/advert], ее достаточно иметь за три последних года. Это срок, за что вас может проверить налоговая (ст. 87 НК РФ). Посмотрите, все ли декларации и расчеты у вас имеется. Наряду с этим на каждом должен быть штамп налоговой администрации либо почтовое уведомление об отправке с описью вложений.

Отечественный комментарий:На первый взгляд совет думается в полной мере уместной, но… Проверить наличие всей первички за пара дней нереально. Да и откуда вам знать, чего не достаточно?

Для этого было нужно бы сверять каждую бумагу с изданием учета хозяйственных операций. А вдруг обращать внимание на оформление документов, процесс затянется до бесконечности. То же и с отчетностью.

В случае если какой-то декларации не выяснилось, то оформлять ее все равно придется вам, раз уж вы вступили в должность. Так как ваш предшественник не сможет кроме того подписать отчет. А вдруг на компании не велись продаж и книги покупок, издания регистрации доверенностей, то их за два-три дня сделать нереально.

Да и по большому счету безтолку заставлять трудиться человека, что решил уйти с компании.

В случае если главный бухгалтер – материально-важное лицо (что в полной мере вероятно), то нужно совершить опись вверенных ему материальных сокровищ. К примеру, на мелких компаниях главбух часто выполняет обязанности кассира.

В этом случае снимите остаток кассы, сверьте его с книгой кассира и кассовой книгой-операциониста.

Отечественный комментарий:Этому совету лучше последовать. Так как если не совершить опись с оформлением нужных актов, то за недостачу будет отвечать новый главбух.

Затем рекомендуется проверить состояние бухгалтерского и налогового учета на компании. Кое-какие «теоретики» считают, что на момент передачи дел уходящий главный бухгалтер обязан «закрыть» собственный период. Другими словами совершить все бухгалтерские документы, укомплектовать их в папки и свести оборотный баланс.

Отечественный комментарий:К самой советы претензий нет, а вот метод ее реализации не выдерживает критики. Как возможно потребовать проведения всех документов, в случае если часть их бухгалтерия приобретает спустя семь дней, месяцы, в противном случае и годы?

И для чего «закрывать» промежуточный период? Вам это полностью ничего не позволит.

Хорошим вариантом при смене бухгалтерского фаворита, непременно, есть аудит. Он разрешает ускорить темпы и повысить уровень качества проверки.

Помимо этого, преемнику не придется самому делать огромную неблагодарную работу. Так как заработную плат за ведение учета взял предшественник, а новому главному бухгалтеру предстоит выявлять чужие неточности в сверхурочное время и на публичных началах.

ACTIVISION ДАЕТ Главному бухгалтеру $15 МИЛЛИОНОВ ЗА ПРОСТО ТАК


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: