Выездные налоговые проверки: назначение и основные гарантии прав налогоплательщиков при их проведении

Выездная налоговая проверка – объективная действительность, непременно ее предстоит пережить каждому предприятию, и не по одному разу. В связи с чем нужно прекрасно знать порядок ее проведения, права и обязанности всех, кто в ней участвует, что и будет освещено в настоящей статье.

ЖурналАктуальные вопросы налогообложения и бухгалтерского учёта

Правовое регулирование проведения выездных налоговых испытаний Правовому регулированию порядка проведения выездных налоговых оформления и проверок их результатов посвящен последовательность статей гл. 14 НК РФ «Налоговый контроль» , в частности 87, 89, 100 и др.

Но нормы, содержащиеся в НК РФ, затрагивают лишь главные, принципиальные моменты налогоплательщиков и взаимоотношений налоговиков. Территориальные налоговые органы при назначении выездных испытаний, их вынесении и проведении результатов используют положения, содержащиеся в методических указаниях и приказах МНС РФ, которых много. Главными из них являются распоряжения МНС РФ: от 08.10.99 № АП-3-16/318 Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых испытаний (потом – Приказ о выездных испытаниях ) и от 10.04.00 № АП-3-16/138 Об утверждении Инструкции Министерства РФ по сборам и налогам от 10.04.00 № 60 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и делопроизводства о нарушениях законодательства о сборах и налогах .

Единые правила организации выездных налоговых испытаний налогоплательщиков-организаций, в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, находятся в Методических указаниях по проведению комплексных выездных налоговых испытаний налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения [1]. Принят набор документов[2], посвященных порядку проведения выездных налоговых испытаний по конкретным видам налогов.

Перечислять их все, возможно, нет необходимости. Но уже из сообщённого ясно, что данному нюансу собственной деятельности МНС РФ уделяет громадное внимание. Исходя из этого появляется отнюдь не простой и не праздный вопрос: какое место занимают эти документы в правовом регулировании порядка проведения выездных налоговых испытаний?

В силу п. 2 ст. 4 НК РФ МНС РФ вправе издавать «необходимые для собственных подразделений распоряжения, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с сборами и налогообложением, каковые не относятся к актам законодательства о сборах и налогах».

Так, в кодексе закреплен принцип вертикали аккуратной власти, в соответствии с которым акты вышестоящих органов необходимы для выполнения нижестоящими. Он изложен так четко и конкретно, что не оставляет территориальным налоговым органам никакой альтернативы – документы должны быть приняты к неукоснительному выполнению, даже в том случае, если положения, высказанные в них, противоречат НК РФ, не говоря уж о документе, составленном в полном соответствии с требованиями налогового законодательства.

Вследствие этого появляется вопрос: может ли быть признан незаконным по иску плательщика налогов ненормативные акты, принятые территориальным налоговым органом не учитывая необходимых для них, в силу п. 2 ст. 4 НК РФ, требований?

С одной стороны, в п. 2 ст. 4 НК РФ говорится, что эти акты не относятся к законодательству о сборах и налогах , но столь же недвусмысленно отмечена и их обязательность для налоговых органов. Как показывает анализ арбитражной практики, в зависимости от того, на какие конкретно слова, содержащиеся в п. 2 ст.

4 НК РФ , делают упор суды, и дается ответ на поставленный вопрос.

Вебинар: \


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: