Выезд запрещен

Представьте: аэропорт, вы стоите в очереди на паспортный контроль и грезите о солнце и теплом море. Радуясь, протягиваете паспорт таможеннику и слышите, что вы ограничены в праве на выезд из страны.

Обстановка в полной мере настоящая. Второй вопрос — как возможность ограничения национальными органами права гражданина на выезд из страны соответствует общепринятым правилам защиты прав и свобод человека?Андрей Лебедев, юрист Коллегии юристов «Юков, Хренов и Партнеры»

на данный момент на рассмотрении Госдумы находится проект новой редакции ФЗ «Об аккуратном производстве». В соответствии с закону, судебные приставы возьмут новые права — устанавливать временные ограничения на выезд из страны в отношении должников, добровольно не выполнивших судебных ответов.

Действующее на данный момент законодательство кроме этого не исключают вероятность временного ограничения права граждан на выезд из РФ. Соответствующие положения закреплены в статье 15 закона «О порядке выезда из въезда и Российской Федерации в РФ»: гражданин, уклоняющийся от выполнения обязательств, наложенных на него судом, возможно временно ограничен в праве выезда из РФ до выполнения обязательств или до успехи согласия сторонами.

Полномочиями на принятие для того чтобы решения на данный момент наделена Федеральная миграционная работа России и ее территориальные органы. Судебные приставы самостоятельно устанавливать это ограничение не смогут, они только передают в миграционную работу нужную информацию.

Новая редакция Закона «Об аккуратном производстве» принципиально меняет позицию законодателя по вопросу об ограничении прав граждан на выезд не меняет, но наделяет «ограничительными» полномочиями уже Федслужбу судебных приставов, исходя, по всей видимости, из того, что именно это ведомство осуществляет контроль вопросы выполнения судебных актов. Быть может, эта новелла пара оптимизирует процедуру принятия ответа об ограничении прав на выезд.

Но принципиальным есть вопрос о том, соответствует ли предусмотренная законом возможность ограничения права гражданина на выезд из страны Конституции РФ и нормам международного права.

Право каждого вольно выезжать за пределы РФ закреплено в статье 27 Конституции. Одновременно с этим, Конституция предусматривает возможность ограничения прав и гражданина и свобод человека законом в той мере, в какой это нужно в целях защиты баз конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных заинтересованностей вторых лиц, безопасности обороны государства и обеспечения страны.

Нормы законодательства, предусматривающие возможность временного ограничения права гражданина на выезд при уклонения от выполнения обязательств, наложенных на него судом, оценены Конституционным судом. Судьи заключили , что такие нормы направлены на защиту конституционно значимых целей и не смогут рассматриваться как нарушающие права граждан.

Кстати, эти положения Конституции соответствуют и нормам Интернациональной Конвенции о защите прав основных свобод и человека, допускающей возможность ограничения права покидать любую страну, включая собственную.

Но, однако, эти нормы, в том виде, в котором они сформулированы в русском законодательстве, не гарантируют соблюдения прав и свобод граждан при применении предусмотренных ими ограничений. Нормы законодательства сформулированы через чур неспециализированным образом, и не содержат четких условий установления ограничения на выезд, пределов действия для того чтобы ограничения, оснований для его снятия и т.д.

Поэтому появляется опасность чересчур широкого и вариативного толкования этих норм при их применении в каждой конкретной ситуации. Без четкого нормативного регулирования установление ограничения права гражданина на выезд из страны практически ставится в зависимость от усмотрения государственного служащего.

Законодательного урегулирования требуют многие нюансы разглядываемой неприятности.

Во-первых, ограничение права лица на выезд из страны должно рассматриваться не как дополнительная санкция, накладываемая страной на должника, а как мера по стимулированию должника к выполнению его обязанности перед третьими лицами.

Во-вторых, использование этого ограничения не должно носить непроизвольный темперамент и возможно лишь в случаях, в то время, когда оно вправду может содействовать погашению лицом долга.

В-третьих, использование ограничения права на выезд должно рассматриваться как феноменальная мера, потому, что в этом случае происходит ограничение личных прав (каковые имеют приоритет) одного лица для защиты имущественных заинтересованностей другого. С учетом этого ограничение права на выезд может принимать во внимание оправданным, лишь в случае если уполномоченные органы предприняли все иные предусмотренные законом меры по взысканию долга.

В-четвертых, использование ограничения права на выезд возможно лишь при соблюдении баланса между защищаемыми заинтересованностями взыскателя и законными интересами и правами должника. В обязательном порядке должно быть закреплено правило о соразмерности ограничения и сумме неисполненного обязательства, другими словами к «копеечным» должникам не имеет смысла использовать таких ограничений .

В-пятых, использование ограничения права на выезд должно носить срочный темперамент, наряду с этим законодательство должно установить четкие пределы сроков, по окончании которых уполномоченные органы должны проводить диагностику и оценивать необходимость повторного установления ограничения.

В-шестых, использование ограничения права на выезд не должно сводиться к фактическому наказанию за неплатежеспособность. В случае если у должника нет имущества либо денег, за счет которых возможно осуществлено взыскание, установленное ранее ограничение права на выезд должно быть снято.

Наровне с необходимостью отражения в законодательстве вышеприведенных правил установления ограничения права на выезд, принципиально важно кроме этого закрепить механизм, снабжающий своевременное снятие установленного ограничения по окончании выполнения должником обязательства.

К сожалению ни действующее законодательство, ни проекты законов не содержат норм, обеспечивающих использование столь важного инструмента, как ограничение права лица на выезд из страны, с соблюдением указанных правил, снабжающих соблюдение прав и законных заинтересованностей должника.

По данным Бизнес-издания

Стань специалистом
Законодательные проекты
Рейтинг публикаций
Цены Нативная реклама Связаться
Мнения
Клерк (1) Facebook Вконтакте
Написать собственный вывод 1 вывод

  • Мне нравится
  • Ответить
  • #1

kaa
, Москва
таможенник на границе паспорта не контролирует.
Добавить

  • Цитировать
  • Ссылка на фрагмент

Люди которым это нравится

Закрыть
Вам возможно весьма интересно:

Туркменистан — выезд и въезд запрещен!


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: