В поисках оптимальной организационной структуры

При словах «организационная структура управления» сходу приходит на ум лист бумаги формата А3, на котором изображена некая схема из прямоугольников, содержащих обозначения «Основной инженер», «ОМТС» и «Бухгалтерия». На данной бумаге — над либо под рисунком — именно и написано «Организационная структура управления» того-то, и такую бумагу возможно отыскать фактически на каждом предприятии, возраст которого не меньше десяти лет.

Наименование схемы в целом соответствует действительности, но все же не до конца, поскольку она отражает лишь состав и линейную подчиненность структурных подразделений предприятия, а это еще не организационная структура. Для настоящего описания данной последней недостает сведений о распределении функций между подразделениями.

Эти сведения вы отыщете в толстой стопке документов с заглавиями «Положение о…» и «Должностная инструкция для…».

Леонид Гендлер
кандидат экономических наук,
начальник группы управленческого консультирования компании
«МКД Партнер» (Петербург)

Перед нами — нормативно закрепленная организационная структура управления предприятием, другими словами то самое, что и предполагается оптимизировать. Попытаемся ответить на вопросы: для чего это делать и как?

Для чего? На первый вопрос ответ, помой-му, очевиден: структуру совершенствуют, дабы эргономичнее было трудиться, в нашем случае — руководить. Само собой разумеется, совершенствование осуществляется фактически везде и непрерывно. Но, разбирая проводимые на любом предприятии преобразования структуры, мы, вероятнее, узнаем при ближайшем рассмотрении, что: должность технического директора — при наличии директора и главного инженера по производству — была введена вследствие того что новый акционер желал поставить собственного человека в совете директоров; денежный отдел слили с бухгалтерией, по причине того, что в нем осталось всего три человека; группу стратегического развития создали «под» перспективного зама главного, что «обязан же как-то себя показать»; а должность исполнительного директора была открыта для бывшего финдиректора, «что на данный момент всегда сидит на больничном», дабы не обижать хорошего человека.

Приведенные в примере мероприятия, несомненно, помогают совершенствованию организационной структуры, но мы обсуждаем не их, а тот не столь уж редкий случай, в то время, когда преобразования — независимая цель, в то время, когда задача — взглянуть, что в существующей структуре неправильно, и сделать, дабы все было верно.

Чтобы так поставить вопрос, существуют разные весомые предлоги: новые хозяева, новые стратегические задачи, а время от времени — легко тяга к совершенству. И лишь иногда, как это ни необычно, задачу совершенствования организационной структуры ставят в силу осознания недочётов структуры существующей. В это же время настоящая необходимость организационных преобразований точно существует, в случае если, к примеру:

— начальники предприятия всегда ощущают острую дефицит времени;

— отсутствие на рабочем месте одного «главного» сотрудника парализует работу отдела (в противном случае и всего предприятия);

— львиная часть ответов принимается на протяжении долгих и многолюдных заседаний;

38 Матричная организационная структура


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: