«Определи лжеца по выражению лица», Пол Экман, Уоллес Фризен, издательство «Питер»
Наименование данной книги, само собой разумеется, совершенно верно отражает ее сущность, не смотря на то, что, Я бы назвал ее по-второму. К примеру, «Сам себе детектор лжи». Вправду, полиграф с собой на переговоры, да и не дошли мы еще в собственной цивилизации до тестирования потенциальных партнёров по бизнесу как подозреваемых на допросе. Остается одно – гадать по каким-то невербальным сигналам: жестам рук, дрожащим коленям под столом и т.п.
Ну, и очевидно, мимике. Идеально, в случае если партнер страдает редкой заболеванием – краснеет при вранье либо бледнеет при испуге, ну, либо выдает мельчайшую эйфорию непроизвольным криком.
Рассчитывать на такую успех, ясно, довольно глупо. Остается одно – просматривать по глазам, губам, щекам и… всему, что может пролить свет на подлинные мысли собеседника. А также в случае если вам думается, что собеседник как раз таковой простачок, эмоции которого проявляются на лице как капли пива на сорочке, не обольщайтесь – это возможно легко целенаправленный обман.
Обучиться отличать наигранный бешенство, удивление, радость, ужас – также мастерство. Каждому из видов таких эмоциональных проявления авторы посвятили по главе. Книга содержит огромное количество наглядных примеров – фотографий лиц с соответствующим выражением.
Это, так сообщить, «обычные выражения», каковые будут для читателя эталонами в оценке собеседника. Увидим, «обычных» довольно много – ровно столько же, сколько и нюансов самих эмоций. «Узкие оттенки отображения чувств на лице иллюстрируются показом целой серии выражений для каждого переживания.
Удивление, к примеру, имеет широкий спектр. Не существует какого-либо одного выражения удивления – их большое количество: удивление вопрошающее, немое, не сильный, удивление, удивление умеренное либо крайнее» — пишут авторы в предисловии. Не забывайте из литературы: «и на его лице пронеслась целая гамма эмоций»?
Вот, вот – довольно часто, допустим, страх и удивление, либо радость со смятением проявляются в один момент. Но и для таких сложно-перемешанных эмоций авторы нашли примеры фотографий.
Раздельно раскрываются способы распознавания выражений на «каменных лицах». Ну, и, наконец, авторы посвящают главу контролю и управлению за собственной мимикой. Просматривайте книгу, тренируйтесь на привычных и сотрудниках, но не забывайте – кроме того простой полиграф довольно часто ошибается.
Пол Экман \