Коммунизм из прекрасной, но неисправимой фантазии превратился в направление научных изучений, в то время, когда его стали рассматривать не как цель, а как средство. Целью же выяснилось то, что в наше время положено вычислять прямой противоположностью коммунизма, — свобода.
Карл Маркс на заре карьеры был, как и положено философу и молодому юристу, безупречно либерален. на данный момент у нас либералами именуют себя люди, верующие, что существуют всего два мнения — усвоенное ими от сотрудников и ошибочное, — и исходя из этого требующие свободы лишь для себя любимых.
А тогда еще не забывали слова Франсуа Мари Аруэ (известного под псевдонимом Вольтер): «Мне глубоко ненавистно ваше вывод, но я готов дать жизнь за ваше право его высказать» и вычисляли либералами тех, кому нужна свобода для всех.
База ранних изучений Маркса — экономических исходников 1844 года — понятна любому тогдашнему либералу: свободное развитие каждого — условие свободного развития всех. Из этого выведено: чем больше свободного времени для саморазвития предоставляет общество каждому собственному участнику, тем оно лучше.
Осталось узнать, какое общество самый соответствует этому требованию. И выяснилось: в формуле Маркса главное слово — «каждому».
Дабы вправду любой имел достаточную возможность саморазвития, наилучшее общество — коммунистическое.
Маркса данный вывод, как возможно делать выводы по его тексту, изрядно поразил. Коммунизм тогда был темой утопий, в которых очень подчеркивали строгую упорядоченность общества общего благосостояния, дисциплину всех его участников.
Так как единственный дешёвый тогда прототип коммунистической судьбе — монастырь — создан для благополучия не материального, а духовного, труднодостижимого без самоограничений и ограничений.
Саморазвитие кроме этого требует самоограничения. Но (судя и по моему личному опыту) доставляет такое наслаждение, что нужные для него условия вовсе не воспринимаются как сковывающие. Это — частное проявление философского положения, появившегося задолго до Маркса, но нам известного по большей части по его трудам: свобода имеется осознанная необходимость.
Чем правильнее представить себе ограничения собственных возможностей, тем меньше сил уйдет на борьбу с ними, тем легче функционировать в пределах этих ограничений либо целенаправленно — а не в следствии случайных столкновений с ними — расширять и снимать их, наращивая свободу предстоящих действий.
Установив полезность коммунизма для дела свободы, Маркс сосредоточился на изучении дорог успехи причин и такого устройства общества его отсутствия в современном ему мире. Следующий серьёзный вклад в изучение саморазвития внес лишь в 1952?м году Иосиф Виссарионович Джугашвили в брошюре «Экономические неприятности социализма в СССР»: «Нужно добиться для того чтобы культурного роста общества, что бы обеспечил всем участникам общества всестороннее развитие их физических и умственных свойств, дабы члены общества имели возможность взять образование, достаточное чтобы стать активными деятелями публичного развития, дабы они имели возможность вольно выбирать профессию, а не быть прикованными на всегда, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что возможно добиться для того чтобы важного культурного роста участников общества без важных трансформаций в этом положении труда. Для этого необходимо в первую очередь сократить рабочий сутки по крайней мере до 6, а позже и до 5 часов (другими словами до 30 часов в неделю: тогда рабочими были шесть дней. — Прим. авт.).
Это нужно чтобы члены общества взяли достаточно свободного времени, нужного чтобы получить всестороннее образование. Для этого необходимо, потом, ввести общеобязательное политехническое обучение, нужное чтобы члены общества имели возможность вольно выбирать профессию и не быть прикованными на всегда к одной какой-либо профессии.
Для этого необходимо, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и повысить служащих и реальную зарплату рабочих минимум в два раза, если не больше, как методом прямого увеличения финансовой зарплаты, так и, в особенности, методом предстоящего систематического понижения цен на предметы широкого потребления». Этим Джугашвили не только подтвердил необходимость свободного времени для саморазвития, но в один момент отметил: необходимы еще и бессчётные материальные условия (а предстоящие исследователи уточнили: условия весьма разнообразные — от спортивных комнат до концертных, от вечерних школ до библиотек).
Он указал: «обеспечение большого удовлетворения всевозрастающих материальных и культурных потребностей всего общества — это цель социалистического производства; совершенствование и непрерывный рост социалистического производства на базе высшей техники — это средство с целью достижения цели».
Как осознать твоя ли цель. Фальшивые цели