О. АНТОШИНА, к.э.н., доцент,
Н. ТИТКОВА, учитель
Кафедра аудита и бухгалтерского учёта Общероссийской национальной налоговой академии при Минфине России
В последних месяцах года в большинстве случаев бухгалтер решает две серьёзные задачи. Первая — это, само собой разумеется, закрытие очередного денежного года, подведение итогов денежно-хозяйственной деятельности и подготовка к сдаче бессчётных отчетов. Вторая — утверждение учетной политики в будущем году.
Нужно проанализировать все трансформации, внесенные в законодательные и нормативные акты по налогообложению и бухгалтерскому учёту, и оценить их вероятное влияние на ведение учетного процесса в организации. Подвергаются пересмотру и, в случае если нужно, корректировке положения действующей учетной политики организации.
Иначе говоря окончание года связано с громадным количеством работы по разработке новой учетной политики. Эта работа, с одной стороны, может казаться только обременительной тратой упрочнений и времени. Иначе, появляется настоящая возможность внести такие трансформации в положения учетной политики, каковые бы не только соответствовали случившимся трансформациям, но и приносили организации дополнительные пользы.
Понятие учетной политики для целей налогообложения
Разработка налоговой учетной политики есть для бухгалтеров простым делом начиная с 2002 г., т.е. с момента вступления в силу главы 25 НК РФ. Но до сих пор нет законодательного закрепления термина «учетная политика в целях налогообложения», установлен только порядок формирования данной учетной политики в главах 21 и 25 НК РФ.
Исходя из того, что существует определенная тенденция к сближению положений бухгалтерского и налогового учета, нужной мерой есть раскрытие термина учетной политики в целях налогообложения в части первой НК РФ.
При трактовке налоговой учетной политики будем пользоваться несколькими статьями части второй НК РФ. Так, в соответствии с ст. 313 налоговый учет, порядок ведения которого устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, характеризуется следующими посылками.
Во-первых, это совокупность обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на базе данных первичных документов. Во-вторых, учет осуществляется в целях формирования полной и точной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, произведенных организацией в течение отчетного (налогового) периода, и для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей, для контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты и исчисления налогов в бюджет.
В соответствии с ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения:
- утверждается соответствующим приказом, распоряжением начальника организации;
- используется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения приказом, распоряжением начальника;
- есть необходимой для всех обособленных подразделений данной организации;
- для снова созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается используемой со дня создания организации.
- Ответ о внесении трансформаций в учетную политику для целей налогообложения принимается при трансформации:
- положений законодательства о сборах и налогах — не ранее момента вступления в силу трансформаций в законодательстве;
- используемых способов учета — В первую очередь нового налогового периода.
При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации обычно стоят перед выбором между двумя целями: минимизировать прибыли и доходы и, следовательно, налоги, или максимизировать денежные результаты для увеличения инвестиционной привлекательности. Только при разработки независимой налоговой и бухгалтерской учетной политики вероятно достижение этих двух целей.
Учетная политика