Согласно соглашению перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение контракта перевозки груза подтверждается выдачей и составлением отправителю груза транспортной накладной (коносамента либо иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом либо кодексом).
Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк по форме № 1-Т, что утвержден распоряжением Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных автомобилей и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Накладная складывается из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел заполняет продавец (отправитель). Эти этого раздела являются основанием для списания товаров у оприходования и продавца их у клиента (товарополучателя).
Транспортный раздел заполняют водитель и продавец. На основании данных этого раздела автоперевозчик и продавец рассчитываются между собой.
Товарно-транспортную накладную необходимо составлять для каждого клиента и на каждую поездку автомобиля. В случае если на одном автомобиле в один момент перевозят пара грузов в адрес различных клиентов, то накладную нужно оформить для каждого раздельно.
За перевозку грузов взимается плата, установленная соглашением сторон, в случае если иное не предусмотрено законом либо иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 796 ГК Российской Федерации ответственность за потерю, недостачу, повреждение и порчу товара за целый период поездки и до выдачи его товарополучателю с момента принятия груза и всех документов возлагается на перевозчика.
На практике используются разные варианты транспортных перевозок, разглядим кое-какие из них с позиций поставщика и покупателя.
Клиент заключает контракт перевозки с транспортной организацией
У транспортной организации этот контракт является договором оказания услуг по главной деятельности с отражением всех доходов на счете 90 «Продажи».
У клиента одолжений затраты на доставку отражаются в зависимости от принятой [advert=82]учетной политики[/advert]. Методическими указаниями по бухучёту материально-производственных запасов, утвержденными приказом Министерства финансов России от 28.12.01 г. № 119н (потом — Методические указания), предусмотрены три варианта учета транспортных затрат при приобретении МПЗ:
- отнесение транспортно-заготовительных затрат (ТЗР) на отдельный счет «приобретение и Заготовление материалов» в соответствии с расчетным документам поставщика;
- отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
- яркое (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к финансовой оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме МПЗ, присоединение к рыночной цене бесплатно взятых материалов и др.).
В случае если удельный вес транспортных затрат образовывает не более 10% к учетной цене МПЗ, их возможно списать конкретно на квитанции затрат (п. 88 Методических указаний).
Для целей налогового учета затраты на доставку товаров до склада относятся к прямым расходам, подлежащим распределению на остаток не реализованного на конец отчетного периода остатка товаров (ст. 320 НК РФ). Что касается других материалов, то сумма транспортных затрат подлежит включению в их начальную цена (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Прибыль в грузоперевозках. Как расширить доходы