Теория activity based costing

Глинский Ю. М.,
компания Информконтакт

Продолжая освещение инновационных способов управленческого учета, в данной статье будут изложены ключевые принципы Activity Based Costing (либо ABC) — способа, взявшего широкое распространение на европейских и американских фирмах самого разного профиля.

Наименование Activity Based Costing вернее всего будет перевести на русский как учет затрат по работам. развитие и Появление ABC отвечало определенным трансформациям, происходящим в экономической структуре, в частности изменение взоров на расчёт учета себестоимости и методику затрат продукции.

Ранее расчет себестоимости осуществлялся с учетом постоянных (absorption costing) и переменных затрат (direct costing). В первом случае постоянные затраты распределяются на себестоимость продукции, которая, так, отражает полные производственные издержки.

Во втором — постоянные затраты не включаются в себестоимость продукции, а списываются как затраты на период. Себестоимость продукции в этом случае равна маргинальным издержкам. Но на практике деятельность предприятия неизбежно требует долговременному привлечению ресурсов в производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. Исходя из этого, не обращая внимания на то, что, в соответствии с расчетам, равенство маргинальных доходов и издержек приносит большой доход, использование способа директ -костинга действенно лишь при определенных условиях.

Во-первых, прямые затраты на предприятии составляют солидную часть затрат; во-вторых, оно должно производить узкий список продукции (один-два вида), любой из которых требует фактически равных фиксированных затрат. В случае если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут нести неизбежные искажения.

Среди обычных результатов этих искажений возможно назвать такие как занижение наценки на завышение и мелкосерийную продукцию -на крупносерийную, более низкие показатели доходов в денежном учете если сравнивать с управленческим, кажущуюся высокую прибыльность технологически сложных и инновационных продуктов если сравнивать с несложными. Следовательно, для ответа главных задач расчёта себестоимости — учета и управленческого учёта затрат показатели постоянных и переменных затрат были не через чур пригодны.

Поиск новых способов получения объективной и отражающей действительность информации о затратах стал причиной появлению способа ABC.

В Activity Based Costing предприятие рассматривается как комплект рабочих операций. Работы определяют специфику предприятия. Работы потребляют ресурсы (материалы, данные, оборудование) и имеют какой-либо итог.

Соответственно, и начальной стадией применения ABC есть последовательности работ и определение перечня на предприятии. Это в большинстве случаев проводится методом разложения сложных рабочих операций на несложные составляющие, параллельно с расчетом потребления ими ресурсов.

В рамках АВС выделяют три типа работ по методу их участия в выпуске продукции: Unit Level (либо штучная работа), Batch Level (пакетная работа) и Product Level (продуктовая работа). Такая классификация затрат (работ) в АВС совокупностях отталкивается от умелого наблюдения зависимости между поведением затрат и разными производственными событиями: выпуском единицы продукции, выпуском заказа (пакета), производством продукта как такового.

Наряду с этим опускается еще одна серьёзная категория затрат, которая не зависит от производственных событий — затраты, снабжающие функционирование предприятия в целом. Для учета таких издержек вводится четвертый тип работ — Facility Level (общехозяйственные работы).

Первые три категории работ, а, правильнее, затраты по ним смогут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Результаты общехозяйственных работ запрещено совершенно верно присвоить тому либо иному продукту, исходя из этого для их распределения приходится предлагать разные методы.

Соответственно, для достижения оптимального анализа в АВС классифицируются и ресурсы: они подразделяются на поставляемые в момент потребления и поставляемые заблаговременно. К первым возможно отнести сдельную зарплату : работникам платят за то количество рабочих операций, каковые они уже совершили; ко вторым — фиксированную зарплату, которая оговаривается заблаговременно и не привязана к конкретному количеству заданий.

Такое разделение ресурсов позволяет организовать несложную совокупность для периодических отчетов о доходах и затратах, решающую как денежные, так и управленческие задачи.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее цена. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть совершенно верно соотнесены с нужными для их исполнения ресурсами. Приведем пример (для простоты объяснения эквивалентом ресурса будем вычислять статью затрат).

В некоторых случаях статья затрат очевидно соответствует какой-либо работе.

Зарплата отдела снабжения входит в цена рабочей операции Снабжение. Но, к примеру, Аренда офисных помещений должна быть распределена пропорционально потреблению работами Снабжение, Производство, Маркетинг, и др.

Очень часто бывает, что какой-либо ресурс не может быть соотнесен с рабочей операцией и, следовательно, тратится впустую.


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: