Субкультуры в организациях

Илья Мельник
ведущий аналитик Агентства социальной информации (Петербург)

Не смотря на то, что понятие субкультуры значительно менее известно начальникам, чем понятие организационной культуры, тяжело отыскать компанию, корпоративная культура которой была бы монолитна. Практически большая часть менеджеров в повседневной практике управления сталкиваются как раз с субкультурами — теми либо иными разновидностями главной культуры организации.

Внимание к субкультурам разрешает верно осознать разные несоответствия, каковые смогут затруднять функционирование организации. К примеру, в одной консалтингово-внедренческой компании всегда конфликтовали два подразделения, от слаженного сотрудничества которых напрямую зависели удачи всей компании.

Появлявшиеся конфликты разрешались лишь по окончании яркого вмешательства управления. Как выяснилось, обстоятельство разногласий заключалась в разном понимании начальниками этих подразделений (а следовательно, и сотрудниками) основных принципов работы компании и ее ценностей, что и приводило к постоянным конфликтам.

Сотрудники каждого подразделения думали, что другие должны трудиться совершенно верно равно как и они, в то время как по сути оба отдела имели отличающиеся друг от друга субкультуры.

Одновременно с этим субкультуры вовсе не обязательно есть препятствием для деятельности организации: в случае если организация не подавляет существующие в ней культурные различия, то они смогут воображать ресурс для ее развития.

Значительно чаще организационная (либо корпоративная, что пара сужает это понятие) культура определяется как совокупность сокровищ, обычаев, традиций, норм, предположений и верований, каковые делают ту либо иную организацию неповторимой. Организационная культура — это система ценностей организации, воплощенная в разных сторонах ее деятельности. Организационную культуру возможно назвать духом либо характером организации, ее достаточно , не смотря на то, что измерить достаточно сложно. (Кстати, в свете беседы о субкультурах весьма интересно подчернуть, что организационная культура сама по себе есть определенной субкультурой в рамках культуры социума.)

Подобно культуре общества в целом, культуру организации нельзя понимать как полностью однородную и внутренне неразделимую сущность. Специфика культуры определяется ее носителями: как в обществе имеется разные социальные группы, каковые смогут высказывать ценности, в определенной степени отличающиеся от общей культуры социума, так и в организации существуют отдельные группы (формальные и неформальные), каковые являются носителями местных субкультур.

Организационная культура — заведомо неоднородное явление, поскольку в любой культуре главенствуют формирующие ее базисные характеристики, показывающие, какие конкретно правила должны преобладать, в случае если появляется конфликт в культуры. Это делает вероятным наличие хороших от главной культуры совокупностей сокровищ.

Так, в любой организации возможно заложено множество субкультур, причем практически каждая из них может стать главной, если она поддерживается и употребляется управлением организации как консолидирующий элемент.

Что же такое субкультура? Применительно к организации, субкультуру возможно выяснить как совокупность сокровищ, отличающих ту либо иную подгруппу в рамках организации.

Лучше осознать значение и место субкультуры в совокупности управления организацией окажет помощь классификация разных ее типов. Эта классификация может проводиться по различным основаниям:

1. По степени совпадения сокровищ субкультуры с сокровищами организационной культуры в целом возможно выделить:
— «передовую» субкультуру — в большинстве случаев, это субкультура центрального аппарата управления (что больше всего и воздействует на господствующую культуру), где приверженность главным сокровищам главной культуры проявляется посильнее, чем в других частях организации;
— «неконфликтующую» субкультуру, где главные сокровища главной в организации культуры принимаются участниками группы наровне с комплектом вторых сокровищ, не конфликтующих с общепринятыми. Значительно чаще «неконфликтующая» субкультура существует в отдаленных от центра подразделениях организации (территориальных либо функциональных). Как раз так субъекты организации приспосабливаются к специфике деятельности либо местным условиям;
— «контркультуру» — носителями этого типа субкультур являются члены организации, отвергающие сокровища главной в организации культуры. В большинстве случаев, «контркультуры» возможно расценивать как выражение недовольства индивидов либо групп тем, как центральный управленческий аппарат организации распределяет организационные ресурсы.

Не имея возможности открыто противостоять прямым указаниям управления, носители «контркультуры» высказывают несогласие с существующими условиями деятельности методом культивирования и формирования особенной правил поведения и системы ценностей, противоречащей главной в организации культуре.

ТОП5 СУБКУЛЬТУР


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: