Материал размещён на сайте www.elitarium.ru/ Лидерство в организации характеризуется доминированием одного из трех компонентов сотрудничества — делового, эмоционального и информационного.
- Деловое лидерство характерно для организаций, решающих производственные задачи; в его основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше вторых решать организационные задачи, рабочий авторитет, громаднейший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее воздействует на управление. С деловым фаворитом прекрасно работается, он может организовать дело, наладить необходимые деловые связи, обеспечить успех дела.
- Эмоциональное лидерство появляется в неформальных социальных группах на базе людских симпатий — притягательности фаворита как участника межличностного общения. Эмоциональный фаворит вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психотерапевтическую напряженность, формирует воздух психотерапевтического комфорта. Эмоциональный фаворит — это человек, к которому любой в группе может обратиться за сочувствием.
- Информационное лидерство определяется тем, что его субъект очень многое знает, может растолковать и оказать помощь отыскать необходимую информацию.
Наилучшим будет фаворит, сочетающий все три качества, но таковой универсальный фаворит видится редко. Значительно чаще, но, видится сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, либо информационного и делового.
В зависимости от направленности влияния лидерство возможно разглядывать как:
- конструктивное лидерство (функциональное) — содействует осуществлению целей организации;
- деструктивное лидерство (дисфункциональное) — формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе взяточников и воров);
- нейтральное лидерство — не воздействует конкретно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди трудящихся в одной организации садоводов-любителей).
Наиболее значимым условием лидерства есть восприятие фаворита группой (социумом).
Фаворит может восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих фаворитов говорит о том, что фаворит имеет определенные характеристики, неспециализированные с участниками группы, исходя из этого воспринимается как «один из нас», а не как «инопланетянин».
Идентификация самих себя с инопланетянином была бы для группы очень затруднительна.
Фаворит может восприниматься как «подобный практически всем из нас». Ему мало быть настоящим участником группы, он обязан восприниматься как в особенной степени воплощающий в себе ценности и нормы, имеющие многочисленное значение для группы.До какой степени фавориты устоявшихся групп смогут изменять принятые в них ценности и нормы?
Концепция фаворита как «великого человека» предполагает, что он может навязывать собственные жажды группе, прибегая к власти, характерной его положению (статусу). Но имеется вторая концепция, в соответствии с которой, несколько неизменно посильнее фаворита, и исходя из этого он должен направляться нормам, принятым в ней.
В целом вопрос о влиянии фаворита весьма занимателен и серьёзен, но пока еще не всецело прояснен. Быть может, дабы оставаться фаворитом, он обязан принимать либо делать вид, что принимает традиции, цели и нормы группы и помогать группе в достижении целей.
Фаворит может восприниматься как «лучший из нас». Дабы стать фаворитом, не хватает принять ценности группы и основные нормы. Необходимо быть не только как все, а лучшим из всех, потому, что, только представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца».
Быть «лучшим» нужно кроме этого чтобы осуществлять кооперирование работы и эффективное управление группы. В случае если фаворит не есть специалистом в области задач группы, то эти задачи либо не будут выполнены, либо будут выполнены очень плохо.Не смотря на то, что фаворит и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть намного лучше; не должен он быть и намного умнее.
Во-первых, «шибко умный» не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, в этом случае его интересы смогут быть далеки от неприятностей группы, он не мотивирован на помощь группе. В-третьих, смогут появиться неприятности коммуникабельности ввиду громадного различия в интеллекте.
Наконец, умный фаворит предпримет новшества, к принятию которых несколько возможно не готова, потому, что они противоречат установившейся групповой идеологии.
Что мотивирует людей. Лидерство Стива Джобса