Стратегии и техники самопрезентации

В отыскивании научного практического ответа на вопрос, как осуществляется действенная самоподача и самопрезентация, проанализируем стратегии, приёмы и техники самопрезентации, каковые предлагаются различными авторами. Цель данной исследовательской работы — поиск разработок, ноу-хау управления впечатлением, каковые было бы вероятно применять на практике.

Термин самопрезентация, в большинстве случаев, употребляется как синоним управления впечатлением для обозначения бессчётных стратегий и техник, используемых индивидом при создании и контроле собственного впечатления и внешнего имиджа о себе, каковые он демонстрирует окружающим.

Не считая термина самопрезентация (калька с английского self-presentation), что употребляется недавно, для отечественной традиции продолжительное время более характерными были понятиясамоподача и на данный момент, применяемые как синонимы.

Существуют попытки разглядеть самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации. К примеру, Р. Аркин [Arkin, 1981] и А. Шутц [Schutz, 1972] видят в самопрезентации реализацию мотивации успехи либо избегания неудач и выделяют по этому показателю получающую и предохранительную самопрезентацию.

  • Получающая самопрезентация высказывает мотивацию успехи. Для нее характерен выбор адекватных задач и ролей (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе).
  • Защитная самопрезентация — поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она значительно чаще не осознается. Человек выбирает неадекватную для ответа задач среду: или с заниженными требованиями, или с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация).

Самопрезентация по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу — это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию собственных мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании вторыми людьми [Baumeister, Steinhilber, 1984]. Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер уверены в том, что человек испытывает недостаток в самораскрытии, т.е. в проявлении себя во внешнем мире. В ходе межличностного общения он воображает собственный внутреннее содержание: мысли, темперамент, ценности, убеждения. Его цель не только произвести чувство, но и показать то, что он из себя воображает.

1. Феномен самопрезентации: изучения Эрвинга Гоффмана

Широко известная работа Эрвинга Гоффмана (Erving Goffman) «Presentation of Self in Everyday Life» [Goffman, 1959] стала на много лет базой анализа феномена самопрезентации.

Гоффман говорит, что в то время, когда человек предстает перед лицом вторых, окружающие в большинстве случаев стремятся собрать данные о нем либо строят собственный поведение на базе той информации, которой уже обладают. Они будут интересоваться его социально-экономическим статусом, Я-концепцией, установкой по отношению к ним, компетентностью, кредитоспособностью и т.д.

Информация о человеке оказывает помощь выяснить темперамент обстановки; разрешает осознать, что человек ожидает от окружающих и чего они смогут ожидать от него. Осознав это, окружающие будут знать, как лучше себя вести, дабы в будущем привести к желаемой реакции.

Окружающим доступно большое количество источников информации. Они смогут подбирать ключи, делая выводы по внешности и поведению, применяя собственный прошедший опыт либо, что серьёзнее, используя без проверки сложившиеся стереотипы. Они смогут кроме этого положиться на предположение, составленное по совокупности психотерапевтических линия, как на средство, дающее возможность предугадать будущее и настоящее поведение человека.

Навыки публичных выступлений Самопрезентация 6ч


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: