Страна на перекрестке цивилизаций

Масштабный проект транзита газа в государства Южной и Центральной Европы «Южный поток», инициированный ПАО «Газпром», в первых числах Декабря 2014 года умер . Российская Федерация тут же внесла предложение альтернативу – так называемый «Турецкий поток».

В Брюсселе к данной возможности отнеслись прохладно, но внимание к Турции со стороны разных интеграционных проектов – как ЕС, так и ЕАЭС – на порядок возросло.

Не просто так в сознании многих россиян – да и нероссиян также – Турция чем-то напоминает Китай. Экономика, омываемой пятью морями, легко обречена быть экспортно-ориентированной. Исходя из этого нет ничего необыкновенного в том, что именно внешнеторговый сектор для Турции есть одним из наиболее значимых источников пополнения бюджета и экономического развития.

Главными статьями турецкого экспорта являются изделия из текстиля и готовая одежда, машины, цитрусовые, продукты питания, запасные части, металлопрокат, изделия из стекла, сельхозпродукция. Импортируются нефть, нефтепродукты, газ, цветные и тёмные металлы, оборудование, удобрения, пиломатериалы и лес.

В данной модели имеется как достоинства, так и недостатки: плюсы в том, что турецкие производители вынуждены всегда работать над увеличением качества собственной продукции, минус – страна всегда нуждается в расширении рынков сбыта. К тому же экспортно-ориентированные государства зависят от импорта сырьевых товаров, соответственно, они кровно заинтересованы в том, дабы цены на эти товары пребывали на приемлемых уровнях.

На сегодня главными торговыми партнерами Турции являются Германия, Италия, Англия, США, Франция, Российская Федерация, и Нидерланды, Испания, Бельгия, Швейцария, Китай, Япония, Иран, Саудовская Аравия. До 70% общего объема внешней торговли Турции приходится на государства ОЭСР, и около половины ее внешнеторгового оборота приходится на государства – члены ЕС, входящие в ОЭСР.

Закономерно, что страна, ориентированная на экспорт собственной продукции, попадает в достаточно важную зависимость от внешних рынков капитала в качестве источника инвестиций и кредитов. Но, как отмечают специалисты, с суверенным внешним долгом дела у Турции обстоят относительно хорошо.

На сегодня он образовывает порядка 44–45% ВВП, что считается в полной мере регулируемым и управляемым показателем. Совсем вторая обстановка – в корпоративном и прежде всего банковском секторе страны.

25 марта 2015 года агентство Moody’s объявило, что экономические затруднения Турции снизят возможности роста для банков и ухудшат возможности заемщиков обслуживать собственные кредиты. «Завязанность финансовой системы на финансировании от рынка капитала подвергает ее рискам доверия интернациональных инвесторов, и ставит в зависимость от потенциальных резких скачков цены привлечения средств с учетом возможности увеличения курса аммериканского доллара и исходной ставки», – говорилось в сообщении Moody’s.

Так, риски оказываются диверсифицированными: очень мала возможность того, что в какой-то момент Турция может оказаться всецело отрезанной от привычных источников привлечения средств на внешних рынках. «В общем и целом, финансовая система Турции достаточно устойчивая. Турки выполняют громадную работу по реформированию данной сферы.

Но имеется и последовательность рисков для ее стабильности», – уверен представитель Торгово-промышленной палаты РФ в Турции Павел Шамрай.

Феникс. перекрёсток и Мегаполис цивилизаций.


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: