Современные концепции учета в некоммерческих организациях

В.Д. Новодворский,
д.э.н., доктор наук Общероссийского заочного экономического университета

Г.А. Перфильев,
к.э.н., Общероссийский заочный экономический университет

Размещено в номере: Некоммерческие организации в Российской Федерации №4 / 2004

Создание некоммерческихорганизаций в их сегодняшнем понимании в Российской Федерации началось в конце 80-х начале 90-х годов. Гражданский кодекс Российской Федерации выяснил неспециализированные нормы деятельности некоммерческихорганизаций и кое-какие их формы. Принятые после этого законы о некоммерческих и благотворительныхорганизациях расширили виды их организации и развили правила их деятельности.

Появление новой формы организации начало учитываться и в налоговом законодательстве. Одновременно с этим совокупность бухгалтерскогоучета в некоммерческихорганизациях, по существу, фактически не развивалась. Сейчас публикуется и предлагается много разнообразных, а иногда и взаимоисключающих вариантов по отражению в учете некоммерческихорганизаций той либо другой хозяйственной операции.

В это же время нужным делается выработка целостной совокупности учета в некоммерческихорганизациях, охватывающей все стороны их деятельности от отдельных хозяйственных операций до формирования [advert=80]отчетности[/advert]. На данный момент сложилось два концептуальных подхода к построению совокупности учета в некоммерческихорганизациях:

  • подобно непроизводственной сфере коммерческих фирм;
  • подобно бюджетным организациям.

В конце 80-х — начале 90-х годов, в то время, когда в условиях законодательного вакуума зарождались первые некоммерческие организации, большая часть из них строило учетный процесс в соответствии с правилами бюджетного учета, в то время детально регламентированного со стороны страны. Но по мере того, как в стране оказалось все больше хозрасчетных организаций, для которых была создана нормативная база бухучёта, и с учетом того, что большая часть некоммерческих организаций в Российской Федерации большую часть доходов приобретало от коммерческой деятельности, таким организациям Минфином Российской Федерации было рекомендовано использование Замысла квитанций бухучёта для коммерческих фирм. Данное ответ разъяснялось еще и тем, что бюджетные организации были ограничены в выборе способов и форм ведения бухучёта, и применения и возможности разработки соответствующих рабочих замыслов квитанций. Однако, декларированная к применению и обширно представленная в литературе концепция учета непроизводственной сферы складывается из достаточно произвольной компоновки общепринятой методики отражения операций на двух квитанциях — сч. 29 «хозяйства и Обслуживающие производства» и сч. 86 «Целевое финансирование». Но направляться подчернуть, что как правило социальная сфера не имела значительного значения для учета в промышленных фирмах. Счет 29 для коммерческих структур постоянно носил темперамент запасного счета для списания и аккумулирования непроизводственных затрат за счет вторых источников, наличие которых у предприятия в достаточном количестве ни при каких обстоятельствах не ставилось под сомнение. Не развиты были и совокупность производственного учета и методика учета на счете 86 (в ветхом замысле квитанций 96), что употреблялся этими фирмами эпизодически, не имея значительного значения, а позже и вовсе был запрещен к применению коммерческими структурами. Так, в базу учета некоммерческих организаций концепцией были заложены и выведены на ключевую роль второстепенные участки коммерческого учета, ни при каких обстоятельствах не имевшие в базисном Замысле квитанций независимого значительного значения. Это несоответствие породило и вопросы учета уплаченного налога на добавленную цена, амортизации и приобретения главных фондов, расходования и формирования целевых средств и ряд других. Из-за различий в деятельности между некоммерческими и коммерческими структурами в них должны употребляться и разные методы управления и финансового учёта.

В соответствии с ст. 32 закона № 7-ФЗ (потом — Закон № 7-ФЗ) от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухучёт в порядке, установленном законодательством РФ, т.е. на сегодня — законом № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете».

То же самое вытекает и из самого закона № 129-ФЗ, потому, что он распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ (п. 1 ст. 4).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь независимый баланс либо смету. Под сметой тут понимается не смета расходов и доходов, а документ, показывающий всю совокупность пассивов и активов некоммерческой организации и тем самым отражающий таковой наиболее значимый гражданско-правовой показатель юрлица, как имущественная обособленность, являющийся одновременно и одним из допущений бухучёта.

О необходимости иметь независимый баланс либо смету в Законе № 7-ФЗ говорится именно в той статье, где речь заходит о некоммерческих организациях, являющихся юридическим лицом. В соответствии с ст. 2 ГК Российской Федерации покупать права и обязанности (в т.ч. по отношению к имуществу), выполнять хозяйственные операции (сделки), т.е. быть участниками гражданских взаимоотношений, смогут лишь физические и юридические лица. Так, у организации, не являющейся юридическим лицом, объекты бухучёта, по существу, отсутствуют, и, следовательно, вести бухучёт и [advert=79]отчетность[/advert] она не обязана.

Бухучёт в некоммерческой организации в 1С Бухгалтерия 8.3


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: