Российская высшая школа не нуждается в радикальных реформах

Во какое количество раз студентов на одного человека в Москве больше, чем в среднем провинциальном областном центре. Интуитивный ответ — раз в десять, поскольку в столице несусветно большое количество институтов, больше двухсот, кое-какие их них огромные, с десятками тысяч студентов.

Верный ответ — в полтора раза.

Источники: Росстат, Eurostat, Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского университета

Расширить

На карте продемонстрировано распределение по России плотности вузовских выпускников 2010 года (отношение числа выпускников в каждом регионе к его населению). Разумеется, что данный показатель пропорционален плотности общего количества студентов, и коэффициент пропорциональности практически неизменен по стране.

Петербург и Москва объединены со собственными областями (ясно, что химкинские либо мытищинские школьники видят себя столичными студентами).

Столицы, очевидно — фавориты, причем Санкт-Петербург в первых рядах. Третье место с ничтожным отрывом за Томской областью.

Это след имперской прозорливости, в не через чур населенном сибирском регионе три больших института ведут историю с XIX века. А дальше студенческий показатель убывает весьма медлительно, причем удаленные регионы совсем не обязательно в аутсайдерах.

В Якутии такая же плотность студентов, как в Ярославской области, а в Приморском крае она выше, чем в Ульяновской области. В целом же в Российской Федерации нет вузовских дыр, другими словами регионов с ничтожной плотностью студентов. Более того, перепись, разумеется, как раз в мегаполисах занижает население.

Другими словами настоящая плотность студентов в столицах меньше, а настоящее распределение по стране — еще равномернее.

Получается, в отечественной сверхцентрализованной в политическом, экономическом и денежном отношении стране верховная школа распределена значительно ровнее. А это наиболее значимый фактор, мешающий перколяционной дезинтеграции, он значительнее, чем унифицированная телепропаганда.

И он в обязательном порядке обязан сохраниться.

Следующий вопрос — не через чур ли большое количество в Российской Федерации студентов, нужно ли, как предлагается, сократить институты. На рисунке 2 — число студентов на одного человека в Российской Федерации, Америке и Европе.

По этому показателю мы обгоняем Европу и отстаем от Америки. Возможно, само собой разумеется, сократить, но это будет означать окончательный отказ от претензий на статус сверхдержавы.

Третий рисунок показывает рост числа русских студентов за последние полвека. Тут все ожидаемо: монотонный послевоенный рост, маленький провал в 90-е и резкий скачок в нулевые. Последний в значительной мере обусловлен новосозданными негосударственными вузами (в 2010 году они дали около 20% общего количества выпускников).

Эта компонента образовательной совокупности, при всех общеизвестных недочётах, придает конструкции гибкость, поскольку скоро реагирует на спрос (к примеру, в нулевые большая часть их студентов — юристы и экономисты).

В общем же, из всех этих данных направляться, что главные структурные черты русском высшей школы лишены принципиальных недостатков, и она не испытывает недостаток в радикальной реформе. Затевать строить с нуля заново не нужно, фундамент — исправный.

 

Самая элитная общага ВШЭ


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: