Реинжиниринг свидетельствует смену базисных правил организации предприятия и ориентацию не на функции, а на процессы. Концентрация на процессах, а не на отдельных элементах, разрешает наилучшим образом выполнить действия по достижению конечного результата.
Совершенствование существующих на предприятии процессов предполагает использование определенного инструментария. Разглядим основные методы и этапы реинжиниринга.
На данный момент в теории реинжиниринга существует два главных подхода:
- «революционный», опирающийся на резкую и достаточно больного ломку ветхого механизма (метод ведения бизнеса, организационную структуру, внутреннюю структуру предприятия) и внедрение нового;
- «эволюционный», основанный на постепенном улучшении качества процессов.
Объектом реинжиниринга являются процессы. Под этим понимается упорядоченный во времени и пространстве комплект операций, каковые, забранные совместно, дают определенный итог. Концентрация на процессах, а не на отдельных элементах, разрешает наилучшим образом выполнить действия по достижению конечного результата.
Тем самым реинжиниринг свидетельствует смену базисных правил организации предприятия и ориентацию не на функции, а на процессы.
Как свидетельствует практика, имеется три типа фирм, для которых использование реинжиниринга нужно и целесообразно прежде всего.
- Предприятия, находящиеся на грани провала. У них нет выбора: если они не сделают решительных шагов, то неизбежно разорятся.
- Предприятия, каковые в текущий момент не находятся в затруднительном положении, но их управление предвидит неизбежность происхождения неприятностей. Такие неприятности смогут быть связаны, к примеру, с возникновением новых соперников, трансформацией запросов потребителей, трансформацией экономического окружения и т. п.
- Предприятия-фавориты, не имеющие неприятностей ни на данный момент, ни обозримой перспективе. Они не удовлетворены достигнутым состоянием бизнеса, выполняют агрессивную политику и желают добиться большего.
Этапы реинжиниринга Реинжиниринг бизнеса в большинстве случаев включает четыре следующих этапа.
На начальной стадии формируется образ будущего предприятия на базе спецификации текущего основных целей и состояния предприятия, его стратегий, потребности клиентов, неспециализированного уровня бизнеса в данной сфере и т. п.
На втором этапе создается модель предприятия для его детального описания, идентифицируются и документируются действующие на предприятии бизнес-процессы (потоки работ), определяется цена и оценивается эффективность существующих бизнес-процессов.
На третьем этапе разрабатываются новые бизнес-процессы:
- перепроектируются бизнес-процессы, устанавливаются более действенные процедуры (элементарные задания, из которых строятся бизнес-процессы), определяются методы применения IT, идентифицируются нужные трансформации в работе персонала;
- разрабатываются бизнес-процессы предприятия на уровне трудовых ресурсов. Тут проектируются разные виды работ, готовится совокупность мотивации, организуются команды по исполнению группы и работ помощи качества, создаются программы подготовки экспертов и т. д.;
- устанавливаются поддерживающие информационные совокупности. Наряду с этим определяются имеющиеся информационно-снабжающие ресурсы и реализуется специальная информационная совокупность предприятия.
На четвертом этапе осуществляется внедрение перепроектированных процессов, что предполагает тестирование и интеграцию созданных процессов и поддерживающей информационной совокупности, обучение сотрудников, переход к новой работе и т. п.
Реинжиниринг бизнес процессов