Реализация товаров со скидками

Сергеева С.Н.

Размещено в номере: налоги и Бухучет в торговле и публичном питании №6 / 2003

Часто торговые организации с целью ускорения реализациитоваров используют механизм скидок, т.е. снижают цены на реализуемыетовары.

Понижение установленной цены товара не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ. Так, в соответствии с пункту 1 статьи 421 юридические лица и граждане свободны в заключении соглашения. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что условия соглашения определяются по усмотрению сторон, не считая случаев, в то время, когда содержание соответствующего условия предписано законом либо иными правовыми актами.

Скидки смогут быть позваны:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • утратой товарами качества либо иных потребительских особенностей;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности либо реализациитоваров;
  • маркетинговой политикой, а также при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, и при продвижении товаров (работ, одолжений) на новые рынки;
  • реализацией умелых моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Помимо этого, на данный момент широкое распространение взяли скидки предъявителям дисконтных карт, накопительные скидки (скидки, предоставляемые по окончании приобретения товаров на определенную сумму), бонусные скидки (в то время, когда пара товаров реализуются по цене одного).

Основываясь на нормах действующего законодательства, сформулируем главные правила признания скидок для целей налогообложения и бухгалтерского учёта:

  1. Предоставление скидки должно быть документально оформлено. Требование о документальном оформлении любой проводимой организацией хозяйственной операции содержится в пункте 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете. Ответ об установлении (предоставлении) скидок должно быть зафиксировано начальником организации в соответствующем приказе (распоряжении). В нем должны быть указаны: ассортимент товара, в отношении которого устанавливаются скидки; размеры предоставляемых скидок; условия их предоставления; сроки проведения акции и т.д. С целью избежания разногласий с налоговыми органами целесообразно привести экономическое обоснование предоставляемых скидок.
  2. В соответствии с пунктом 6.5 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете выручка определяется с учетом всех скидок, предоставленных организацией. Соответственно и в Отчете о убытках и прибылях (форма № 2) выручка от продажи товаров показывается по строчку 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, одолжений (за минусом налога на добавленную цена, налогов и подобных необходимых платежей)» с учетом скидок. Указанная норма ПБУ 9/99 разрешает при определении величины выручки учитывать скидки, предоставляемые не только в момент отгрузки товаров, но и по окончании нее при помощи проведения соответствующих корректировок.
  3. Использование скидок свидетельствует уменьшение цены реализации, которое обычно может быть больше 20 процентов от простой цены реализуемого товара. Вследствие этого появляется вопрос о необходимости пересчета налоговой базы исходя из простой цены реализации. Отметим, что в соответствии с пункту 3 статьи 40 НК РФ в случаях, в то время, когда цены товаров, работ либо одолжений, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону увеличения либо в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной стоимости аналогичных (однородных) товаров (работ либо одолжений), налоговый орган вправе вынести мотивированное ответ о доначислении пени и налога, вычисленных так, как если бы результаты данной сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы либо услуги. Но этим же пунктом статьи 40 НК РФ установлено, что рыночная цена товара определяется с учетом скидок, простых при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами.

Учитывая вышеизложенное, разглядим порядок бухучёта скидок, предоставляемых организациями оптовой и розничной торговли.

Скидки, предоставляемые организациями оптовой торговли

Порядок бухучёта скидок, предоставляемых организациями оптовой торговли, зависит от момента их условий и предоставления контракта между покупателем и продавцом. Вероятны три варианта.

Вариант 1. Скидка предоставляется в момент отгрузки товара (к примеру, при приобретении клиентом товара числом, нужном для предоставления скидки). В этом случае на основании пункта 6.5 ПБУ 9/99 продавец отражает в бухгалтерском учете выручку от реализации с учетом предоставляемой скидки:

дебет счета 62 «Расчеты с заказчиками и покупателями» кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» — на сумму цены реализации товара с учетом скидки;

дебет счета 90, субсчет 3 «Налог на добавленную цена» кредит счета 68 «Расчеты по сборам и налогам» — на сумму налога на добавленную цена исходя из цены реализации с учетом скидки.

Пример 1. В соответствии с распоряжению начальника торговой организации при приобретении клиентом товара А числом 100 шт. и более ему предоставляется скидка в размере 10 процентов от цены товара с учетом налога на добавленную цена. Простая цена реализации товара А — 1 500 руб. (а также налог на добавленную цена — 250 руб.).

Клиент получает 120 шт. товара А. Цена приобретения товара А, по которой он числится в учете организации, образовывает 1 000 руб. за 1 шт. Цена реализации таковой партии товара с учетом скидки образовывает:

В случае если клиент всегда вымогает скидки. Как реализовать дороже. Тренинг по продажам


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: