Распоряжение Президиума ВАС РФ от 13.10.11 № 7075/11
Скачать Распоряжение Президиума ВАС РФ от 13.10.11 № 7075/11
Сущность спора. Организация оспорила в арбитражном суде запись о госрегистрации прекращения деятельности компании-агента в связи с ликвидацией. Она ссылалась на то, что установленный Гражданским кодексом порядок ликвидации юрлица не был соблюден.
Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей» (потом – Закон № 129-ФЗ), потому, что основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора данной компании.
Как направляться из дела, хозяин организации решил о ее ликвидации. Ответом единственного участника компании утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с которому задолженность по кредиту у нее отсутствует.
В тот же сутки утвержден ликвидационный баланс.
Одновременно с этим определением арбитражного суда принято к производству исковое заявление подрядчика к компании о взыскании задолженности по ранее заключенному контракту, предметом которого есть оказание подрядчиком одолжений по технической эксплуатации и управлению башенных кранов.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, суды исходили из того, что компания представила документы, нужные, в соответствии с статье 21 Закона № 129-ФЗ, для госрегистрации прекращения деятельности юрлица в связи с ликвидацией. У регистрирующего органа не имелось предусмотренных статьей 23 названного закона оснований для отказа в госрегистрации.
Суды кроме этого сослались на то, что Закон № 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность контролировать достоверность сведений, содержащихся в документах, поданных на госрегистрацию, носящую уведомительный темперамент.
Позиция суда. Президиум ВАС РФ отменил судебные вердикты.
Судьи напомнили, что порядок ликвидации юрлиц установлен статьями 61–64 ГК Российской Федерации. В соответствии с статье 63 ГК Российской Федерации, комиссия по ликвидации (ликвидатор) принимает меры к получению и выявлению кредиторов дебиторской задолженности, и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юрлица.
По окончании окончания срока для предъявления требований кредиторами комиссия по ликвидации образовывает промежуточный ликвидационный баланс, что содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица, списке предъявленных кредиторами требований, и о итогах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 ГК Российской Федерации предусмотрено, что выплата финансовых сумм кредиторам ликвидируемого юрлица производится комиссией по ликвидации в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
По окончании завершения расчетов с кредиторами комиссия по ликвидации образовывает ликвидационный баланс, что утверждается соучредителями (участниками) юрлица либо органом, решившим о ликвидации юрлица.
Как направляться из дела, в нарушение требований статьи 63 ГК Российской Федерации ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел с ним расчет.
Нужные для госрегистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть национальных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать точную данные.
Исходя из этого представление ликвидационного баланса, не отражающего настоящее имущественное положение ликвидируемого юрлица и его расчеты с кредиторами, нужно разглядывать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего нужные сведения, что есть основанием для отказа в госрегистрации ликвидации юрлица на основании подпунк-та «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Потому, что при ликвидации компании установленный статьями 61–64 ГК Российской Федерации порядок ликвидации юрлица нарушен и для госрегистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией нужные документы в регистрирующий орган не представлены, у судов не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.
Примечание «ДК». Обнаружение факта представления в регистрирующий орган для госрегистрации ликвидации юрлица ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, является основанием для признания порядка ликвидации юрлица нарушенным.
Сдача ликвидационного баланса, не отражающего настоящее имущественное положение ликвидируемого юрлица и его расчеты с кредиторами, как показывает Президиум ВАС РФ, обязана рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего нужные сведения. Подобное вывод высказано и в иных судебных ответах (распоряжения ФАС Уральского от 23.11.10 № Ф09-9690/10-С4, Центрального от 27.10.10 № А54-154/2010 округов).
Так, кредитор, нашедший его ликвидации нечистоплотности и факт должника при составлении ликвидационного баланса, благодаря чего была нарушена процедура национальной регист-рации ликвидации юрлица (должника), вправе оспорить эту регистрацию.
Размещено в издании «комментарии и Документы» № 6, март 2012 г.
Стань специалистом
Источник: Издание комментарии и Документы
Ликвидационный баланс — ликбез