Правила маскировки

Продажу бизнеса обладатели часто обставляют в соответствии со всеми требованиями конспирации. И не напрасно.

Объявлять во всеуслышание о том, что бизнес выставлен на продажу, среди российских собственников не принято — кроме того в том случае, в то время, когда это может существенно ускорить поиск клиента.

Резоны весомые: компания «на выданье» очень ранима и подвержена рискам. Во-первых, в бизнес-сообществе до сих пор сохраняется обидный для рабочий репутации предпринимателя миф: хороший бизнес не реализовывают, реализовывают только «угробленные» проекты.

Во-вторых, известие о продаже способно вызвать на неадекватные действия партнеров, конкурентов и контрагентов компании. Последние смогут заявиться под видом потенциального клиента с разведывательной миссией.

поставщики и Банки предприятия впредь до недавнего времени имели возможность начать жадно потребовать досрочного погашения финансового либо товарного кредита. (на данный момент такое случается, но достаточно редко.) В-третьих, может пострадать так называемый гудвилл1, что включает, не считая всего другого, наработанную клиентскую базу, комплект компетенций, носителем которых выступает квалифицированный персонал компании, ее хорошее имя и проч.

Все эти мысли диктуют продавцам и бизнес-брокерам определенные правила поведения.

То, что продажа бизнеса неминуемо ведет к уходу главных сотрудников, опять-таки скорее миф. Топ-менеджеры и без этого имеют обыкновение иногда «курсировать» от одного работодателя к второму. А работникам среднего уровня в компании с отлаженной структурой и бизнес-процессами должно быть в принципе все равно, кто есть конечным бенефициаром.

Однако новость о продаже в определенной степени расхолаживает коллектив и может привести к шатаниям и разброду. Задача предпринимателя — решить, кого и как посвятить в эту тайну.

Опыт говорит о том, что обеспечить приготовлениям к сделке полную секретность весьма сложно. В моей бизнес-брокерской практике мне часто доводилось заключать соглашение с обладателем компании как с частными лицом, чтобы его бухгалтерия не взяла доступа к данной информации.

Для сбора правоустанавливающих документов и данных управленческого учета также приходилось применять целый арсенал разных ухищрений. Бизнес-брокеру, снабжающему процесс продажи предприятия, по согласованию с обладателем часто приходится «шифроваться» перед его сотрудниками и трудиться «под прикрытием»: я выступал в роли банковского клерка, важного за очередной транш кредита, был большим клиентом, рекрутером, последовательно приводившим с дюжина «кандидатов на пост помощника генерального директора» (эта роль отводилась очередному клиенту, пришедшему на «смотрины»).

Но все равно случаются непредвиденные сбои.

На одном из подмосковных мясоперерабатывающих фабрик обладатель посетовал, что должен был обосновывать собственному финдиректору, что забежал к нему в кабинет «с квадратными глазами», словно бы выставленный на сайте «БизТорг. Продажа бизнеса» завод — вовсе не их: «Заглавия нет, расположение приблизительное — 25 км от МКАД, направление не указано, производительность и площадь помещений совпадают Ну, мало ли похожих объектов!» А сам поразмыслил: «Линия побери, а что ты сам делал на сайте «БизТорг», к тому же в рабочее время?» Второй «провал резидента» чуть не произошёл, в то время, когда потенциальный клиент на протяжении осмотра цеха внезапно подошел к обвальщице со словами: «Валентина! И двух месяцев не прошло, как выгнал с работы тебя за пьянство, — и вот ты где, оказывается, сейчас трудишься!»


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: