Начиная с нынешнего года национальные (муниципальные) образовательные учреждения должны вести предпринимательскую деятельность по новым правилам.
Правила зависят от вида учреждения
Для начала напомним, что соответствующие трансформации были нужны в связи с реформой бюджетной сферы (закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
На основании статьи 6 Закона № 83-ФЗ сейчас все национальные (муниципальные) учреждения разделены на соответствующие группы:
– казенные;
– бюджетные;
– независимые.
Действующими нормами выяснено, что казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность в соответствии со собственными учредительными документами.
Полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной совокупности РФ. Основание – статья 13 Закона № 83-ФЗ.
А вот бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного национального (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его главным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. Наряду с этим они смогут предоставляться для юридических лиц и граждан за плату и на однообразных при оказании одних и тех же одолжений условиях.
Заниматься иными видами деятельности возможно, лишь в случае если это помогает достижению целей, для которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Обратите внимание: доходы и купленное за счет вырученных средств имущество поступают в независимое распоряжение учреждения.
Независимое учреждение кроме этого вправе вести деятельность, приносящую доход, только постольку, потому, что это помогает достижению целей, для которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах).
Причем доходы, полученные от таковой деятельности, и купленное за счет этих доходов имущество поступают в независимое распоряжение независимого учреждения.
На что направляться обратить внимание
Первый вывод, что возможно сделать, проанализировав нормы действующего законодательства, пребывает в том, что все учреждения (казенные, бюджетные и независимые) смогут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии указанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах.
Но не следует забывать, что с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, за который на деятельность, приносящую доход, распространяются следующие правила:
– для казенных и бюджетных учреждений установлено, что приносящая доход деятельность производится на основании документа (главного разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются направления использования и источники образования средств;
– бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, либо казенное учреждение реализовывают операции с внебюджетными средствами в соответствии со сметой расходов и доходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган Федерального казначейства.
Вывод второй: в 2011 году нужно утвердить смету расходов и доходов по приносящей доход деятельности (эта смета, как и разрешение, есть основанием для ведения и открытия лицевого счета).
Помимо этого, для отражения на соответствующих лицевых квитанциях учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (среди них и казенных учреждений), операций с внебюджетными средствами используются единая для бюджетов бюджетной совокупности РФ несколько доходов бюджетов «Доходы от приносящей входящие и» доходы деятельности в нее соответствующие подгруппы.
1. Доходы от собственности по приносящей доходы деятельности.
2. Рыночные продажи услуг и товаров.
3. Безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности.
4. Целевые отчисления от национальных и муниципальных лотерей.
Каким нормативным актом руководствоваться
В 2011 году, оказывая услуги (делая работы) в рамках внебюджетной деятельности, образовательному учреждению нужно руководствоваться нормами приказа Министерства финансов России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, взятыми от приносящей доход деятельности».
направляться учесть, что нормы приказа № 88н действуют до 1 января 2012 года. Причем они распространяются не только на казенные учреждения, но и на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий из бюджета. |Субсидии из бюджета выделяются в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.|
Помимо этого, напомним, что приказом № 88н выяснен порядок оформления разрешений на осуществление предпринимательской и другой приносящей доход деятельности по типовым формам.
– форма 0531735 – Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
– форма 0531736 – Дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности.
Обратите внимание: дополнительно к Разрешению главному распорядителю (распорядителю), получателю средств направляться представить в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания:
– Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете расходов и доходов (ф. 0531737);
– Смету расходов и доходов по приносящей доход деятельности на текущий денежный год.
Внебюджетная смета
Прибыльная часть данной сметы включает в себя остаток средств на начало текущего денежного года и ожидаемые поступления средств текущего денежного года в соответствии с разрешением по кодам классификации доходов бюджетов (включая коды по видам доходов, подвидам доходов КОСГУ).
Сумма оплаченных налогов, не включаемых в состав затрат (налог на прибыль учреждения, налог на добавленную цена), указывается со знаком минус по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, отражающих объекты налогообложения.
направляться кроме этого учитывать, что в соответствии с пунктом 1.1 Порядка, утвержденного приказом № 88н, в составе прибыльной части сметы показываются доходы не только от оказания платных одолжений, но и в качестве безвозмездных поступлений от физических и юрлиц, а также необязательные пожертвования.
При составлении расходной части сметы оформляют денежно-экономическое обоснование затрат с расчетами по статьям и подстатьям затрат КОСГУ, список контрактов, контрактов, прочих документов и соглашений.
Смета на текущий денежный год составляется учреждениями в рублях с двумя десятичными символами по окончании запятой. Подписывают документ главный бухгалтер и руководитель учреждения (либо лица, их замещающие). Потом смету заверяют гербовой печатью и направляют главному распорядителю на утверждение.
В течение года при необходимости в утвержденную смету смогут вноситься трансформации.
Обратите внимание: уточненная смета кроме этого подлежит утверждению главным распорядителем.
С 1 января 2012 года бюджетными (нового типа) и независимыми учреждениями вместо сметы будет составляться Замысел денежно-хозяйственной деятельности в соответствии c Требованиями, каковые утверждены приказом Министерства финансов России от 28 июля 2010 г. № 81н.
В пункте 2 Требований сообщено: «Национальное (муниципальное) бюджетное и независимое учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юрлица, осуществляющие полномочия по ведению бухучёта… образовывает Замысел в порядке, определенном органом аккуратной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим полномочия и функции соучредителя в отношении учреждения».
Плановые показатели будут формироваться учреждением в разрезе поступлений от оказания услуг (исполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением) к его главным видам деятельности, предоставление которых для физических и юрлиц осуществляется на платной базе, и поступлений от другой приносящей доход деятельности.
Особенности учета взятых средств на счете
Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражаются на лицевых квитанциях получателя бюджетных средств на основании Сведений и Разрешений о смете.
Для оплаты обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения воображают в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) либо Заявку на получение наличных денег (ф.
0531802).
Остаток, организованный по итогам деятельности в прошлом году, в текущем учитывается на лицевых квитанциях учреждения как вступительный остаток на 1 января текущего денежного года.
Отражение операций по коммерческой деятельности
Предпринимательская деятельность на квитанциях учета отражается в соответствии с Инструкцией и Единым планом счётов по ее применению (утверждены приказом Министерства финансов России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Причем направляться учитывать последовательность нюансов. |Детально о применении норм Инструкции и Единого плана счётов по его применению – на стр. 36, 39.|
1. Для отражения операций на квитанциях в рабочем замысле квитанций в 18-м разряде используется код вида денежного обеспечения (деятельности) – 2 «Приносящая доход деятельность (личные доходы учреждения)».
2. Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент происхождения требований к их плательщикам, и поступивших от плательщиков предварительных оплат используется счет 2 205 00 «Расчеты по доходам».
Напомним, что в учете эти затраты возможно собирать в разрезе видов доходов учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:
– 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, одолжений»;
– 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
– 80 «Расчеты по другим доходам».
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать в составе рабочего замысла квитанций дополнительную группировку – дополнительные аналитические коды номеров квитанций бухучёта.
3. При поступлении вырученных денежных средств операции группируются по квитанциям 2 201 00 «Финансовые средства учреждения» в разрезе следующих групп квитанций:
– 10 «Финансовые средства на лицевых квитанциях учреждения в органе казначейства»;
– 20 «Финансовые средства на квитанциях учреждения в кредитной организации»;
– 30 «Финансовые средства в кассе учреждения».
Счет 2 201 10 рекомендован для учета операций с безналичными финансовыми средствами в валюте РФ, осуществляемых по квитанциям казенных учреждений, при их проведения не через органы Федерального казначейства (денежный орган), и операций по квитанциям бюджетных и независимых учреждений.
4. Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, делаемых работ, услуг используется счет 2 109 00 «Затраты по изготовлению готовой продукции, исполнению работ, одолжений».
Затраты группируются по видам затрат:
– прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, одолжений;
– накладные затраты производства готовой продукции, работ, одолжений;
– общехозяйственные затраты;
– издержки обращения.
5. Для отражения результата денежной деятельности учреждений рекомендован счет 2 401 00 «Денежный итог хозяйствующего субъекта», к которому раскрываются счета:
– 2 401 10 «Доходы текущего денежного года»;
– 2 401 20 «Затраты текущего денежного года».
Все перечисленные квитанции предназначены для учета денежного результата текущей деятельности учреждения по способу начисления. Для его определения расходы и доходы учреждения группируются по видам доходов (затрат):
– казенными учреждениями, бюджетными учреждениями – в разрезе кодов классификации операций сектора национального управления;
– независимыми учреждениями – в разрезе видов поступлений (выплат), предусмотренных замыслом денежно-хозяйственной деятельности учреждения.
Формирование раздельного учета по видам доходов (затрат) на квитанциях денежного результата текущего денежного года, а также для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором бюджетных денег, органом, делающим полномочия и функции соучредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики. Организованная по итогам деятельности учреждения себестоимость отражается на соответствующих квитанциях денежного результата текущего денежного года в уменьшение дохода от оказания платных одолжений (работ), реализации готовой продукции соответственно.
6. При завершении денежного года суммы начисленных признанных расходов и доходов по способу начисления, отраженные на соответствующих квитанциях денежного результата текущего денежного года, закрываются на денежный итог прошлых отчетных периодов – счет 2 401 30.
Напоследок напомним, что с 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 5 статьи 16 закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 321.1 Налогового кодекса не действует. Значит, учреждениям (казенным, бюджетным, независимым) нужно будет разработать совокупность налогового учета для определения налога на прибыль (по приносящей доход деятельности) в соответствии с неспециализированными правилами, установленными главой 25 Налогового кодекса РФ.
Наряду с этим направляться обратить внимание, что бюджетные учреждения, равно как и независимые, вправе уплачивать лишь квартальные задатки по налогу на прибыль по результатам отчетного периода (п. 3 ст.
286 Налогового кодекса РФ). Следовательно, перечислять ежемесячные задатки они не должны.
Принципиально важно запомнить
Образовательные учреждения смогут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии соответствующих видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах. Планирование соответствующих расходов и доходов направляться отразить в смете расходов и доходов по приносящей доход деятельности, которая есть основанием для ведения и открытия лицевого счета в органе Федерального казначейства.Статья напечатана в издании Учет в сфере образования №2, февраль 2011 г.
Стань специалистом
А. Л. Опальская
доктор наук кафедры аудита и бухгалтерского учёта
Источник: Издание Учет в сфере образования
Клим Егор и Жуков Яковлев о \