Ошибки при построении финансовой структуры компаний

ГК Инталев/

В данной статье мы разберем довольно часто встречаемые неточности при построении базы бюджетного управления Компании – денежной структуры.

Главная цель построения денежной структуры компании – управление денежным результатом компании, при помощи полномочий и предоставления ответственности менеджменту по управлению расходами и доходами, инвестициями и прибылью компании.

Элементами денежной структуры как совокупности являются Центры денежной ответственности (ЦФО) – структурные подразделения (либо несколько подразделений), осуществляющее определенный комплект хозяйственных операций, талантливое оказывать яркое действие на затраты и/либо доходы от данной деятельности, и соответственно, несущее ответственность за эти статьи затрат и/либо доходов. Так, выстраивая денежную структуру, закладывает возможности и потенциал формирования управленческого учёта и бюджетного управления в компании.

В зависимости от специфики и структуры бизнеса выделяют разные вариации ЦФО, воздействующие на тот либо другой денежный итог: центры нормативных затрат, центры управленческих затрат, центры денежного учета, что есть характеризующей окраской общеизвестных центров затрат/доходов. Мы с вами остановимся на универсальном списке видов ЦФО, разрешающем организовать итог компании на любом иерархическом уровне денежной структуры: Центр инвестиций (ЦИ), Центр прибыли (ЦП), Центр маржинального дохода (ЦМД), Центр дохода (ЦД), Центр затрат (ЦЗ).

Итак, что из себя воображает Центр затрат? Центр затрат (ЦЗ) отвечают лишь за произведенные затраты собственной деятельности. Центрами затрат смогут являться разные функциональные службы и производственные подразделения (бухгалтерия, реклама, охрана), в чьи задачи не входит получение дохода.

Центры затрат определяют расходную часть бюджетов предприятия. Центры затрат смогут быть как элементом структуры, так и консолидирующим результатом расходной части элементов. К примеру, ЦЗ Денежный отдел может включать затратные ЦФО: ЦЗ Бухгалтерия, ЦЗ Отдел денежного анализа, ЦЗ Денежный контроль.

Конечно, у денежных отделов на практике появляются прибыльные результаты деятельности, но для этого нужно выделять общефирменные центры доходов, и никак не ЦД Бухгалтерия, ЦД Отдел денежного анализа либо ЦД Денежный контроль, что обычно есть обычной неточностью. Из этого, мы медлено переходим к понятию Центра дохода (ЦД), и его характеристики.

Итак, Центр дохода (ЦД) – подразделения, каковые собственной деятельностью приносят компании доход и несут ответственность за прибыльную часть бюджета.

Центром дохода может выступать подразделения компании, занимающиеся реализацией готовой продукции, услуг и товаров, т.е. функционально предназначенное чтобы получить доход (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть фирменных магазинов и другие). Исходя из этого, мы не можем выделить ЦД Бухгалтерия в центр дохода, т.к. функциональное назначение данного подразделения – бухучёт, что по собственной сути генерирует лишь затраты.

Само собой разумеется, компания может включать в денежную структуру Центры дохода Бухгалтерия, Денежный контроль и другое, в случае если эти направления являются для компании источником дохода, как в консалтинговых, аудиторских компаниях.

При формировании Центров дохода нужно придерживаться следующих правил:

  1. Центр дохода возможно отдельным элементом;
  2. Центр дохода возможно консолидирующим прибыльных ЦФО;
  3. Центры затрат и дохода одного и того же структурного подразделения смогут пребывать на одном иерархическом уровне.

В противном случае говоря, касательно затрат и центров доходов действуют однообразные правила (следовательно, нарушение их ведет к неточностям), каковые схематично представлены ниже:

Неточности в методологии управленческого денежного учета — Эдуард Иванченко


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: