Голубков Е.П.,
академик Интернациональной академии информатизации,
д.э.н.., доктор наук АНХ при правительстве РФ
Размещено в номере: Маркетинг в Российской Федерации и за границей №6 / 2002
Цели разрешённой темы:
- Ознакомить с разными типами оргструктур управления маркетингом.
- Продемонстрировать, в каких рыночно-производственных условиях употребляются эти оргструктуры.
- Разглядеть требования, предъявляемые к специалистам и руководителям маркетинговых работ.
- Выяснить роль маркетинговых работ в совокупности управления организацией.
- Ознакомить с вопросами рационализации распределения задач, прав и ответственности в области маркетинговой деятельности между разными структурными звеньями организации.
- Обсудить вопросы совершенствования организации управления отечественными фирмами на правилах маркетинга.
I. Организация маркетинга
Организациямаркетинговойдеятельности либо маркетинга включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор экспертов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в совокупности управления маркетингом; создание условий для действенной работы сотрудников маркетинговых работ (организация их рабочих мест, предоставление нужной информацим, средств оргтехники и др.); организацию действенного сотрудничества маркетинговых работ с другими работами организации.
Ниже дается черта последовательности из перечисленных направлений организациимаркетинговойдеятельности.
1.1 Оргструктуры управления маркетингом
Единых рецептов по применению типовых оргструктур управления маркетингом не существует. В большинстве случаев кроме того однотипные фирмы используют разные оргструктуры. К примеру, в корпорации «General Motors» ее стратегические хозяйственные единицы («Шевроле», «Понтиак» и др.) применяют разные оргструктуры управления маркетингом.
Обращение скорее идет о применении неких неспециализированных правил построения оргструктур управления маркетингом — при предположении, что их материализация может осуществляться достаточно по-различному.
направляться также подчернуть, что маленькие организации, разрабатывающие новые продукты в скоро изменяющихся условиях, применяют эластичные структуры. Большие организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции довольно часто применяют более централизованные структуры.
Гибкость оргструктур управления, т.е. умение скоро и вовремя реагировать на трансформации разного рода, есть нужным условием адаптации организации к новым реалиям судьбы. Это собственного рода ответ на невозможность четко предвидеть и прогнозировать трансформации.
Наряду с этим одним из ключевых принципов организации управления маркетингом в больших компаниях есть большое приближение мест принятия маркетинговых ответов к подразделениям, где занимаются практическим маркетингом (где что-то создают и сбывают). Исходя из этого в высших для большой организации эшелонах управления (в штаб-квартирах) какие-либо маркетинговые подразделения смогут по большому счету отсутствовать.
Компании, исповедующие большой уровень децентрализации управления, — скажем при выпуска очень сильно различающейся по номенклатуре продукции, поставляемой на столь же различные рынки, — по большому счету смогут не производить на уровне собственной штаб-квартиры какую-то единую для компании политику в области маркетинговой деятельности.
Планирование маркетинга организации