Оранжевый закат

Один из самых амбициозных игроков туристической розницы — «КУДА.РУ» — сошел с дистанции. От сети, насчитывавшей 150 бюро путешествий, остались лишь многомиллионные долги, логотип и звучный брэнд в виде оранжевого солнышка.

Инвестора-спасителя, что вынул бы проект из долговой петли, так и не нашлось.

Доставаться кредиторам за долги — такова на данный момент неприятная будущее многих проектов, обладатели которых бились не столько за прибыльность, сколько за рыночную долю, и выращивали бизнес на продажу. Кризис застал «Куда.ру» неожиданно — на активной инвестиционной стадии, в самый разгар увлекательного процесса накачивания «рыночной массы».

«Стратегически мы компания, нацеленная на IPO», — расказал журналистам «Бизнес-изданию» в апреле прошлого года Александр Комарницкий, главный акционер холдинга «Туральянс», управляющего сетями «Куда.ру» и «Магазины горящих путевок». Замысел тогда был таковой: вырастить к концу 2010 года обе сети в совокупности с 500 до 1 100 миллиарда и офисов продаж долларов годового оборота, захватив 10–12% российской туристической розницы, а после этого, в то время, когда заокеанский экономический кризис уляжется, вывести акции компании на биржу.

Стоит дать должное: выходец с фондового рынка Александр Комарницкий действовал в турбизнесе в полном соответствии с катехизисом опытного инвестора. В 2001 году ему за долги достались две туроператорские компании средней руки — Destinations of the World (DoTW) и «Лагуна тур».

В дополнение к ним он в недалеком будущем купил розничный бизнес — сеть бюро путешествий «Куда.ру», которой тогда отроду не было и года. На базе этих активов Александр Комарницкий организовал холдинг «Туральянс» и принялся налаживать между ними синергию.

То, что инвестирование в туризм — тяжёлый жанр, Александр Комарницкий почувствовал достаточно скоро. Туроператорский бизнес в рамках «Туральянса», по сути дела, так толком и не отправился. Но розница ему, инвестору не из туризма, показалась более понятной и признательной — с позиций применения стандартных разработок масштабирования.

С 2006 года Комарницкий начал пускать в собственный бизнес стратегических инвесторов: 25% «Куда.ру» было реализовано фонду прямых инвестиций UFG Private Equity за 13,6 млн американских долларов, а год спустя, по официально не подтвержденным данным, 15% купил швейцарский фонд International Holidays Fund за 11–12,5 миллионов долларов. Взятых средств Комарницкому с лихвой хватило на приобретение наибольшей в то время в Российской Федерации сети «Магазинов горящих путевок» за 5,5 млн американских долларов, поглощение нескольких сетевых ритейлеров помельче, и на ускоренное развитие.

За два последующих года Комарницкий практически удвоил число контор продаж. «Куда.ру» враждебно открывала новые точки в местах с высокой проходимостью и закачивала девелоперам депозиты за аренду в строящихся торговых комплексах, каковые пребывали еще на стадии котлована. «В депозитах у нас заморожены миллионы долларов!» — частично сетовал, частично бравировал Комарницкий.

Стремительность, с которой завалился на бок с началом кризиса бизнес «Куда.ру» (специалисты на пике оценивали его в 115-150 миллионов долларов), может поразить лишь человека, незнакомого со спецификой выездного турбизнеса. «Венчурность» туристической отрасли пребывает в том, что тут кроме того большой игрок редко в то время, когда обладает весомыми материальными активами; все его достояние — разработка работы, репутация, кадры и брэнд. Эта конструкция, подобно двухколесному велосипеду, устойчива, лишь в то время, когда движется на хорошей скорости и генерирует постоянный cash flow.

В то время, когда главный кредитор «Куда.ру» — ЮниКредит Банкотказался реструктурировать кредит в размере 18 млн американских долларов, операционную деятельность сети залихорадило. Уже к концу зимы большая часть больших туроператоров отказалось от работы с сетью из-за хронических неплатежей, задержки по заработной плату сотрудникам достигли 4–5 месяцев, валом начали увеличиваться долги перед арендодателями и арбитражные иски, а Александр Комарницкий прекратил быть дешёвым для комментариев.

Макс Корж — Малиновый закат (official video)


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: