Оценка на вырост

«Пузырь доткомов» начала 2000?х годов безрадосно памятен тем, как инвесторы в ажиотаже скупали интернет-компании, выкладывая суммы, подчас превышавшие 200-300% их годовых доходов. «Пузырь» в далеком прошлом лопнул. Но неприятность оценки цены молодых компаний, трудящихся в высокотехнологичном секторе, остается весьма острой.

Как просчитать «великую будущность» бизнеса, что еще и прибыли толком-то не начал генерировать?

Прогнозы будущих доходов технологических и инженерных компаний, планирующих выводить на рынок инновационные продукты либо сервисы, в большинстве случаев очень расплывчаты, потому, что в уравнении через чур много малоизвестных размеров. Довольно часто приходится иметь дело с компаниями, которым отроду год-два: за ними нет никакой продолжительной истории, текущие показатели прибыльности отрицательные, аналоги и конкуренты отсутствуют — так что сравнивать очень не с чем, а также спрос на продукцию до конца не обоснован.

Но основополагающие правила оценки кроме того в этом случае должны оставаться неизменными. Но в случае если в интернет-индустрии хотя бы существуют устоявшиеся эмпирические показатели (к примеру, сокровище в расчете на одного визитёра сайта), то для инженерных стартапов на первый замысел выходят такие базисные параметры, как степень защищенности патентами и компетенции существующей команды — как она способна перевоплотить идею в коммерческий успех.

Лишь взвесив и проверив это, возможно приступать фактически к «математике».

При оценке направляться руководствоваться мультипликаторами на базе выручки от реализации и будущих темпов ее роста. Стартаперы обожают создавать впечатление на инвестора цифрами роста продаж в процентах и взмывающими вверх по экспоненте графиками.

Инвестору наряду с этим необходимо осознавать, что рост какой бы то ни было компании не имеет возможности держаться на уровне 200–300% в год в течение долгого времени. Стремительный рост новой компании — это неизменно следствие результата «низкой базы», что не может быть долгоиграющим.

Необходимо понимать да и то, что рост чистой прибыли у компании будет не поспевать за ростом выручки и происходить со большим временн’ым лагом.

При прогнозировании роста выручки ключевую роль играются такие факторы, как скорость увеличения рынка в целом, наличие входных барьеров и конкурентные преимущества компании. Высокие входные преграды в отрасли — плюс к цене компании, если она уже на рынке и имеет все разрешения и необходимые лицензии для работы.

У юный компании смогут быть преимущества в виде юридической защиты интеллектуальной собственности, качества предлагаемой продукции, положения первопроходца на рынке.

Как справедливо увидел американский гуру оценки Асват Дамодоран, «подлинный тест при оценке содержится в способности четко вообразить, что будет воображать собой юная быстрорастущая компания, в то время, когда ее рост стабилизируется».

Какие конкретно же скорость увеличения стоит закладывать в прогноз? В классической экономике при умеренной инфляции стремительным может принимать во внимание рост на 15% в год.

Одной из обстоятельств «провала доткомов» именно и было ожидание ежегодного роста интернет-компаний на 100% и более в течении многих лет. Эксперты рекомендуют прогнозировать стремительный рост технологического стартапа в течение двух-трех лет (не более!) — с постепенным понижением до отметки роста отрасли либо экономики страны в целом.

Один сутки на пути к Олимпу (ПРЫЖКИ В ВОДУ)


Похожие заметки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: