Об обязательности унифицированных форм первичных документов

Данный материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара В новый год — с новыми документами (лектор – А.М. Рабинович), что был совершён издательством «Основная книга».

Пока не получил юридическую силу новый Закон о бухучете, действует привычное нам требование составлять документы по унифицированным формам, в случае если для конкретных хозяйственных операций таковые предусмотрены в альбомах унифицированных форм.

Пока не получил юридическую силу новый Закон о бухучете, действует привычное нам требование составлять документы по унифицированным формам, в случае если для конкретных хозяйственных операций таковые предусмотрены в альбомах унифицированных форм.

Какой же статус у созданных Госкомстатом унифицированных форм? И вправду ли они необходимы к применению?

Кратко поведаю об истории этого вопроса. Изначально во второй половине 90-ых годов двадцатого века Правительство России, выполняя требование Закона о бухучете, функции по утверждению и разработке унифицированных форм первичной документации возложило на Госкомстат.

Но на протяжении административной реформы эту функцию Правительство России признало излишней. И у Росстата, поменявшего Госкомстат, уже нет полномочий ни разрабатывать и утверждать первичку, ни давать разъяснения по ее применению.

И по большому счету на сегодня нет ведомства, несущего ответственность за первичную документацию и за разъяснения по ее применению. Об этом написал сам Министерство финансов в Письме от 04.05.2009 N 07-02-10/24. Так что за разъяснениями по заполнению первички бессмысленно обращаться и в Росстат, и в Министерство финансов, и в ФНС.

В следствии сложилась необычная обстановка. Унифицированные формы существуют и используются по всей стране. Но вопросы, которые связаны с их применением, на данный момент официально никто не регулирует. Не смотря на то, что на практике и Министерство финансов России, и налоговые органы время от времени такие разъяснения дают, как случилось, к примеру, при с введением в прошедшем сезоне новой транспортной накладной.

А налогоплательщикам приходится с этими разъяснениями принимать во внимание.

Помимо этого, многие эксперты заключили , что большая часть распоряжений Госкомстата по первичке не прошло надлежащим образом процедуру государственной регистрации и опубликования. Другими словами они не имеют юридической силы. Соответственно, отрицательных налоговых последствий для тех, кто их не использует, быть не должно.

Причем новую волну дискуссий о том, в обязательном порядке ли использовать унифицированные формы документов либо всю первичку возможно разрабатывать самостоятельно, привело к появлению ПБУ 1/2008 по учетной политике. Так как в нем говорится, что утверждать нужно все формы первичных учетных документов.

Я в большинстве случаев все-таки советую использовать унифицированные формы, по крайней мере, до вступления в силу нового Закона о бухучете. Так как налоговые органы настаивают на применении как раз унифицированных форм документов, в случае если операция воздействует на налогообложение.

А лишние споры и траты на судебные слушания, думаю, вам ни к чему.

C бухгалтерским учетом все пара несложнее. В случае если хозяйственная операция имела место, то отразить ее в бухучете все же нужно, не имеет значение, оформлена она унифицированным документом либо нет. С одной стороны, принятие к учету документа неунифицированной формы нарушает требование Закона о бухучете, в соответствии с которому проводки возможно делать лишь по верно оформленным документам.

Но иначе, не продемонстрировав операцию в учете лишь из-за дефектного документа, вы рискуете значительно исказить показатели отчетности. И дабы избежать для того чтобы риска, Закон о бухучете разрешает отступать от установленных правил.

Одновременно с этим в новом Законе о бухучете уже нет требования использовать унифицированные формы. И это многократно обсуждалось, в том числе и в прессе. Так что с вступлением поэтому Закона провалится сквозь землю понятие альбомы и унифицированная форма этих форм.

Все формы первичных документов будет утверждать начальник организации в соответствии с представлением лица, важного за ведение учета, другими словами главного бухгалтера. Действительно, сохраняется требование об необходимом списке реквизитов первичного документа.

Их перечень сходится с комплектом реквизитов, каковые на данный момент должны в обязательном порядке находиться в самостоятельно созданных формах документов.

Формы кадровых документов. Унифицированные либо собственные — Елена А.Пономарева


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: